УДК 347

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОЦЕДУРЕ БАНКРОТСТВА КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

№25,

Юридические науки

Балашова Олеся Сергеевна


Научный руководитель: Шаляева Ю.В., кандидат исторических наук.


Ключевые слова: БАНКРОТСТВО; АРБИТРАЖНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ; ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; BANKRUPTCY; THE ARBITRATION MANAGING DIRECTOR; INNOVATIVE TECHNOLOGY.


Аннотация: В данной статье говорится о деятельности арбитражного управляющего и применение в его работе инновационных технологий при процедуре банкротства. Ставится проблема повышения квалификации арбитражного управляющего, и раскрываются предложения по усовершенствованию его работы.

Арбитражный управляющий (внешний, конкурсный, финансовый … управляющий) является одной из ключевых фигур в деле о несостоятельности (банкротстве), осуществляющей множество функций для удовлетворения требований кредиторов с одной стороны, недопущения ими злоупотребления и учета интересов должника – с другой стороны, ввиду чего их деятельность носит весьма значительный характер, должна быть весьма эффективной (в том числе, учитывающей возникновение новых технических и правовых возможностей). [1]

Исследователями отмечается, что национальные законодательства многих зарубежных государств отличаются большей реабилитационной направленностью по сравнению с российским законодательством, что на наш взгляд является негативной тенденцией. Одним из ключевых факторов проведения успешной процедуры несостоятельности (банкротства) является высокая квалификация арбитражного управляющего. [2]

В каждом конкретном случае ситуационные факторы формируются с учетом мотивов участников процедуры банкротства и могут оказывать существенное воздействие на результаты проведения рассматриваемых процедур.

Для предотвращения злоупотреблений со стороны арбитражного управляющего, кредиторов или самого должника на законодательном уровне закрепляется множество дополнений или изменений правового регулирования института несостоятельности (банкротства), в частности можно отметить следующие:

— введение и более полное правовое регулирование процедуры электронных торгов, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), позволяющей более эффективно и объективно проводить процедуры несостоятельности; [5]
— множество новелл касающихся самих арбитражных управляющих, их деятельности и статуса (введение обязательного страхования ответственности арбитражных управляющих, повышение размера страховых сумм, детализация административной ответственности участников процесса несостоятельности, усиление контроля деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций и др.). [6]

Применение инновационных технологий в деятельности арбитражных управляющих (электронные торги, размещение сведений о процедурах банкротства в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве) позволяет препятствовать недобросовестному поведению участников процедуры несостоятельности. Одним из факторов противостояния возможности злоупотребления в процедурах о несостоятельности является поддерживание информационной открытости процедур с применением инновационных технологий, а также повышение уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих.

Кроме того, весьма перспективными выглядят следующие предложения, имеющие своей целью повысить качество деятельности арбитражных управляющих:

— повышение уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих путем поддержания актуальности соответствующего федерального стандарта «Организация повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих», утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 26 декабря 2013 г. № 786 «Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих «Требования к организации повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих»; [4]
— повышение уровня вознаграждения арбитражным управляющим: для повышения привлекательности данной профессии с точки зрения квалифицированных специалистов необходимо обеспечение достойного уровня оплаты их услуг. Кроме того, следует обеспечить большую прозрачность и определенность установления размера и порядка получения арбитражным управляющим вознаграждения за проведение процедур в процессе несостоятельности;
— целесообразно установить механизмы исключения недобросовестных арбитражных управляющих из числа членов саморегулируемых организаций, а также наложить определенные ограничения на вступление в соответствующие организации арбитражных управляющих, ранее исключенных из других СРО за неоднократные и грубые нарушения установленных требований.
— целесообразно расширять практику применения саморегулируемыми организациями и арбитражными управляющими систем электронного документооборота, что позволит повысить эффективность контроля деятельности членов СРО, снизить издержки процедур несостоятельности (банкротства);
— расширение практики получения и применения арбитражными управляющими, членами саморегулируемой организации электронной подписи, а также предоставление возможности регистрации перехода прав на реализованное в ходе электронных торгов имущество в электронной форме, путем внесения изменений в государственный реестр прав на основании представленных в электронной форме документов, заверенных квалифицированной электронной цифровой подписью;
— повсеместное внедрение технических средств, которые позволяют интегрировать ЕФРСБ с корпоративными информационными системами, сетями деловых коммуникаций (например, СБИС), что позволит участникам экономических отношений мгновенно отслеживать публичную информацию об интересующих предприятиях, в том числе и о своей компании.
— распространение применения информационно-телекоммуникационных возможностей (например, видеоконференцсвязи) для проведения собраний кредиторов, для проведения собраний кредиторов в заочной форме с возможностью юридической фиксации принимаемых на таких собраниях решений, что позволит проводить процедуры несостоятельности в более сжатые сроки, что в свою очередь создаст возможность для оперативной защиты прав кредиторов и должника;
— включение в ЕФРСБ сведений о требованиях по заработной плате и обязательным платежам к экономическому субъекту, в отношении которого возбуждено дело о несостоятельности, включенных в реестр требований кредиторов, что повысить возможности для применения реабилитационных процедур и заключения мирового соглашения в случае, если такие требования будут погашены каким-либо лицом.

Помимо изложенных предложений, стоит отметить, что в настоящее время весьма перспективным выглядит такой инновационный инструмент в процессах о несостоятельности, как электронные торги. Электронные торги представляют собой механизм взаимодействия продавца и покупателя (покупателей) с применением специального комплекса информационных и технических средств, направленный на выявление возможности и обеспечения заключения сделки между указанными лицами. В настоящее время торги проводятся на электронных торговых площадках (далее — ЭТП), допуск которых на этот рынок осуществляет Минэкономразвития России. [3]

ЭТП представляет собой сайт в сети Интернет, на котором содержится информация о проведении торгов, такие сайты имеют технические средства, позволяющие обеспечивать возможность организации электронных торгов, участия в электронных торгах. Фиксация юридически значимых действий при проведении электронных торгов осуществляется с применением квалифицированной электронной цифровой подписи.

Нельзя не отметить, что положительные тенденции внедрения инновационных инструментов при проведении арбитражными управляющими процедур о несостоятельности не столь велики. Так, согласно статистике, проводимой ЕФРСБ, в последние 5 лет, большинство проводимых аукционов признаются несостоявшимися, а имущество реализуется только после снижения первоначально установленной цены на 60-70%, количество площадок и выставляемых на них лотов за последний год снизилось, растет количество подаваемых жалоб на действия арбитражных управляющих и остается высоким количество удовлетворенных из их числа (около четверти). [7]

Для дальнейшего противостояния возможности злоупотребления в процедурах о несостоятельности (банкротстве) целесообразно поддерживать информационную открытость процедур с применением инновационных технологий, а также повышать уровень правовой культуры и профессиональной подготовки арбитражных управляющих.


Список литературы

  1. Байкина С.Г. Учет и анализ банкротств. 2-е изд.: учебное пособие / Байкина С.Г.— М.: Дашков и К. — 2012.
  2. Гареев A. Р. Повышение эффективности процедур финансового оздоровления российских предприятий // СРРМ. 2013. №2 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-protsedur-finansovogo-ozdorovleniya-rossiyskih-predpriyatiy (дата обращения: 10.05.2020).
  3. Гареев А. Р. Практика применения инновационных информационных технологий для повышения эффективности института банкротства // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2013. №13. С. 72.
  4. Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих «Требования к организации повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих»: Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 декабря 2013 г. № 786 // Рос. газ. 2014. 31 дек.
  5. О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральный закон от 29 дек. 2014 г. № 482-ФЗ: [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос .Федер. 19 дек. 2014 г.: одобрен Сов. Федер. Федер. Собр. Рос. Федер. 25 дек. 2014 г.] // Рос. газ. 2014. 31 дек.
  6. О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»: Федеральный закон от 30 дек. 2008 г. № 296-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федер. 24 дек. 2008 г.: одобрен Сов. Федер. Федер. Собр. Рос. Федер. 29 дек. 2008 г. // Рос. газ. 2008. 31 дек.
  7. Статистический бюллетень ЕФРСБ. 31 декабря 2019 года [Электронный ресурс] // Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (сайт).URL: http://download.fedresurs.ru/news/Статистический%20бюллетень%20ЕФРСБ%202019.pdf (дата обращения: 01.05.2020).