УДК 37

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ КЕЙС-ЗАДАНИЙ)

№25,

Педагогические науки

Осипова Мария Дмитриевна


Научный руководитель: Латипова Л.Н.


Ключевые слова: ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; КЕЙС-ЗАДАНИЯ; TECHNOLOGICAL EDUCATION; DIDACTIC SUPPORT; CASE TASKS.


Аннотация: Технологическое образование является одним из главных компонентов общего образования, которое предоставляет обучающимся возможность применять на практике полученные знания, осваивать различные формы информационной и материальной культуры, общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, а также создания новых продуктов и услуг. Технологическое образование позволяет решить ключевые задачи воспитания.

В настоящее время идет формирование качественно обновленной системы образования. Этот процесс сопровождается значительными изменениями в теории и практике организации учебного процесса. Поэтому необходимо знать современные образовательные технологии и использовать их.

В современном образовании можно выделить следующие наиболее характерные инновационные педагогические технологии:
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в обучении.
2. Технологии, ориентированные на личностный подход в преподавании.
3. Педагогические технологии активизирующие деятельности обучающегося (игровые, проблемное обучение, «обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова», технология С.Н. Лысенковой утверждает о: перспективно-опережающем обучении с использованием опорных схем, групповые технологии);
4. Технологии развивающего обучения;
5. Воспитательные технологии;
6. Здоровье сберегающие технологии.

Опыт современных образовательных учреждений обладает большим арсеналом педагогических инноваций, которые определяются сложившимися традициями в образовательных учреждениях, особенностями обучающихся и зависят от личностных и профессиональных способностей преподавателя, материально-технической базы учебного заведения. Наиболее перспективными на современном этапе можно считать инновационные технологии, к которым относятся кейс-технологии.

Кейс-технология — это обучение действием так же овладение профессиональными компетенциями целью, которой становится результат самостоятельной деятельности ученика по разрешению разногласий в предоставленных ситуациях. [1, c. 93]

Согласно историческим данным с 1924 года, кейс-технология впервые была применена в Гарвардском университете, важнейшими компонентами которого являются работа в группах и подгруппах, не исключающая обмена информацией. Кейс-технология — это сочетание исследовательской и аналитической технологий, поскольку учащиеся включают в себя операции исследовательского процесса и аналитические действия.

Ученики анализируют ситуацию, понимают суть проблемы, предлагают возможные варианты решения проблемы и выбирают оптимальный из предложенных вариантов.

Кейс-технология — это вид проектной деятельности. Отличительной особенностью проектной деятельности является курс решения существующей проблемы с помощью коллективной деятельности учащихся. В кейс-технологии формирование проблемы и ее решение базируется на кейсе, который является одновременно и технической задачей, и источником информации для создания вариантов эффективного решения. Кейс-технология включает в себя как индивидуальные, так и групповые формы развивающего обучения и формирует личностные качества обучаемых. Для активизации учащихся, нужно стимулировать их успех, подчеркивать достижения участников, ведь только благодаря успеху будет формироваться позитивная мотивация и возрастать познавательная активность.

Важный аспект использования метода конкретной ситуации нужен не только для развития навыков решения проблемы, но и для развития аналитического мышления. Оно способствует выявлению проблемы, ее определения и принятия решения.

Кейс технология является эффективным средством организации обучения, целью которой является научить учеников, как индивидуально, так и в составе группы следующему:
— развитие аналитического и критического мышления;
— применение теоретических знаний на практике;
— анализ принимаемых решений;
— аргументация с помощью разных позиций и точек зрения;
— формированию навыков оценивания и критерии оценки в нестандартных условиях.

Помимо цели дидактическими задачами кейс-технологии является:
— принятие верных решений в условиях неопределенности;
— овладение навыкам исследования ситуаций;
— разработка плана действий, ориентированных на намеченный
— результат;
— разработка алгоритма принятия решения;
— применение полученных теоретических знаний при решении практических задач.

Использование данного метода обучения способствует развитию таких умений как: анализ ситуаций, поиски альтернативных решений задач, выбор оптимальных вариантов решений задач, составление плана своей деятельности и осуществления решений.

Кейсы можно представить в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц, но надо иметь ввиду, что объемные кейсы могут вызвать у учащихся затруднения, если они работают впервые.

Кейсы раздаются в текстовом или электронном виде, если в тексте имеются фотографий, диаграмм, таблиц это делает его еще интереснее, поэтому кейс должен придерживаться следующих требований:
• иметь четко поставленную цель создания;
• различный уровень трудности, учитывая способности обучающихся;
• актуальность;
• ориентация на групповую работу;
• создание нескольких путей решения с помощью дискуссии.

Достоинства кейс технологии:
• учащийся на уроках технология может применять полученные знания. В дальнейшем он может разрешить жизненную проблему;
• кейс способствует активному усвоению знаний и накоплению багажа практической информации. Приобретенные практические умения могут оказаться полезными;
• в процессе разбора кейса развиваются аналитическое мышление, творческие и коммуникативные навыки. Актуальность их в современном мире очень высока. [2, c. 82]

Метод кейс-технологии, очень широко применяется в образовательном процессе имеет многообразие результатов, которые можно разделить на пару групп:
— учебные результаты — это результаты, освоения знаний и навыков, которые формируются с помощью изучения новой информации, способов освоения информации, анализ информации, умение работы с информации, применение теоретических знаний на практике;
— образовательные результаты — это результаты, образованные при взаимодействии учащихся. К ним относятся создание авторского продукта, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.

Таким образом, кейс технологий имеет ряд преимуществ. Цель обучения переносится на выработку знаний обучающихся, а не на овладение готовым знанием. В изучении сложных вопросов преодолевается «сухость» и сдержанность урока. Ученики благодаря кейс-заданиям получают ценный опыт решения проблемных ситуаций, возможность соотносить теорию и практику.


Список литературы

  1. Загашев И.О. и др. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
  2. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе /А.С. Земскова// Совет ректоров. — 2008. — №8. — С.12-16.