УДК 34

ПРЕДМЕТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№25,

Юридические науки

Канзычакова Анастасия Руслановна


Научный руководитель: Чеботарёва И.А., к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ВЭД; ФАС РОССИИ; ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ; FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY; FOREIGN TRADE ACTIVITY; FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY; FAS OF RUSSIA; SUBJECT OF REGULATION.


Аннотация: В статье анализируются основные направления ФАС России в процессе регулирования внешнеэкономической деятельности, в связи с чем делается вывод об определении понятия «предмет антимонопольного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Согласно статье 1 Закона об экспортном контроле [1], внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). В связи с чем, конкурентное регулирование, а именно — противодействие недобросовестной конкуренции и антимонопольная политика, осуществляется не только на национальном, но и на международном уровнях.

Для того, чтобы определить предмет антимонопольного регулирования внешнеэкономической деятельности, необходимо подчеркнуть, что субъектами такой деятельности могут являться как иностранные, так и российские хозяйствующие субъекты и органы государственной власти и местного самоуправления.

В рамках осуществления своих контрольных функций Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) осуществляет деятельность по антимонопольному контролю при государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. Стоит также отметить, что помимо ФАС России антимонопольное регулирование внешнеэкономической деятельности входит в функции Президента России, Правительство России, Минэкономразвития России, а косвенно – в функции других министерств и ведомств.

Проводимая политика обеспечения конкуренции и правового регулирования конкуренции и монополий, осуществляемая в рамках регулирования внешнеэкономической деятельности, связана с проведением таможенно-тарифной политики, введением мер, направленных на защиту от негативного воздействия иностранной конкуренции в отношении отечественных производителей, отечественной экономики, экономических интересов Российской Федерации, в том числе ее экономической безопасности.

В своей деятельности ФАС России реализует публично-правовые механизмы защиты заинтересованных лиц от недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным [2] и рекламным [3] законодательством, производит выдачу в установленных Законом № 165-ФЗ [4] случаях заключения Минэкономразвития России о последствиях воздействия специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры на конкуренцию на рынке Российской Федерации, вносит предложения в совершенствование конкурентного законодательства с целью защиты российских хозяйствующих субъектов от актов недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников ВЭД.

Вместе с тем, при осуществлении антимонопольного регулирования внешнеэкономической деятельности основной проблемой является наличие двух встречных тенденций в государственной политике — государственный протекционизм отечественных отраслей и отечественных предпринимателей, в том числе от антиконкурентного поведения, с одной стороны, и защиты конкуренции, в том числе международной, при осуществлении внешнеэкономической деятельности, с другой стороны.

Авторы трудов о конкурентном праве отмечают, что международная конкуренция, снижение торговых барьеров между государствами могут способствовать внутренней конкуренции и, как следствие, росту социально-экономического блага в стране, в частности, улучшению положения потребителей.

Для осуществления указанной задачи используются определенные защитные механизмы, которые делятся на две группы: тарифные и нетарифные.

Суть первых заключается в установлении повышенных таможенных тарифов для импортных товаров, работ, услуг. При использовании данного механизма необходимо взвешивать все «за» и против», а также располагать прогнозом поведения других стран на международном рынке.

Нетарифные механизмы включают в себя большой круг способов нетарифного ограничения внешней торговли, например, введение квот, антидемпинговые и компенсационные меры, технические барьеры на пути торговли, санитарные и фитосанитарные меры, процедуры лицензирования импорта, процедуры государственных закупок, процедуры таможенной оценки, предотгрузочная инспекция и др.

Хочется также отметить, что защита предпринимательства осуществляется уполномоченными органами не только от актов недобросовествной конкуренции на внешних рынках. Ограничения конкуренции могут производиться и российскими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В качестве примера ограничения конкуренции, а именно — субъектов внешнеэкономической деятельности, можно привести следующий пример.

12.08.2016 г. ФАС России было выдано предупреждение ФТС России о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в следующем.

ФТС России были изданы телетайпограммы (телеграммы), ограничивающие количество таможенных постов в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, на которых разрешено проведение таможенных операций в отношении товаров группы 06 ТН ВЭД, перемещаемых автомобильным транспортом. Вместе с тем, проводить таможенные операции в отношении товаров группу 06 ТН ВЭД предписывалось исключительно в нескольких таможенных пунктах. По мнению ФАС России, указанные действия ФТС России ограничивали участников внешнеэкономической деятельности в изменении логистических путей. Как следствие, издержки импортеров подверглись увеличению, в связи с чем, некоторые из них были вынуждены полностью прекратить ввоз цветов, а также иных товаров группы 06 ТН ВЭД на территорию Российской Федерации.

Как известно, под предметом регулирования понимается сфера отношений между субъектами права, которая подвергается воздействию со стороны. Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что предметом антимонопольного регулирования внешнеэкономической деятельности выступает широкий и глобальный круг общественных отношений, связанных с совершением внешнеэкономических сделок между иностранными и российскими субъектами, воздействие на которые преследует цель защиты и развития конкуренции, а также потребителей товаров (работ, услуг) на российском рынке и за рубежом.


Список литературы

  1. Об экспортном контроле: Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 июня 1999 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 2 июля 1999 г.; в ред. Федер. закона от 13 июля 2015 г. № 216-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 30, ст. 3774.
  2. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 июля 2006 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2006 г.; в ред. Федер. закона от 24 апреля 2020 г. № 140-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ст. 3434.
  3. О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ: гринят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 февраля 2006 г.; одобр. Советом Федерации Федер Собр. Рос. Федерации 3 марта 2006 г.; в ред. Федр. закона от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 12, ст. 1232.
  4. Писенко К.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В. Антимонопольное (конкурентное) право: Учебник // Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.2014.
  5. Предупреждение ФАС России от 12.08.2016 г. исх. № АГ/55984/16. [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/upload/other/files/fts_preduprezhdenie.pdf (дата обращения: 05.06.2020 г.).