УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№25,

Психологические науки

Попова Ксения Федоровна


Ключевые слова: ПРОЦЕССЫ ВОСПИТАНИЯ; ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ; ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ; ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ПСИХИКА ДЕТЕЙ; THE PROCESS OF EDUCATION; PSYCHOLOGICAL HEALTH; PERSONALITY; PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE; PSYCHOLOGY OF CHILDREN.


Аннотация: В данной статье представлены психологические особенности и проявление их у детей дошкольного возраста.

Психологические особенности детей дошкольного возраста зависят от появления потребностей, среди которых можно выделить: общение, эмоции, впечатления, физическую активность. За счет налаживания коммуникаций, физической активности, ребенок постепенно осваивает новые навыки, умения. В результате процесс социализации происходит не пассивным образом, а путем инициативного познания.

Процессы воспитания и обучения – естественное и основополагающее стремление родителей, педагогов. Взрослые стараются дать детям самое лучшее, но критерием служит отнюдь не внутренняя гармония и целостность личности ребёнка, а объём усвоенных знаний. В то время как современная медицина настаивает, что от 30 до 40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. Для того чтобы найти корень проблемы, следует проанализировать насколько среднестатистический современный ребёнок далёк от нормы.

Итак, основные показатели психологического здоровья личности:
— Всестороннее принятие самого себя, т.е. позитивный образ «Я»;
— Рефлексия – как одно из средств самопознания;
— Стремление к самоизменению, саморазвитию, самореализации.

Психологические особенности детей дошкольного возраста всесторонне изучены, благодаря рассмотрению с разных ракурсов. В первую очередь рассмотрены основные критерии психологического здоровья дошкольника. В системе образования и воспитания основополагающим является объём усвоенных знаний, тогда как психологическое здоровье личности отходит на второй план. Отсюда отсутствие удовлетворённости жизнью, всевозможные страхи и фобии. Взаимоотношения в семье играют важную роль в становлении личности ребёнка, крайне важна взаимосвязь педагог-родители. При верной расстановке ролей дома и в общеобразовательном учреждении развитие ребёнка будет правильным. Приведены внешние факторы воздействия, а именно социальная ситуация, приобщение ко взрослой жизни посредством игры, и внутренние особенности дошкольника. Особенности внимания дошкольника на каждом году жизни претерпевают значительные изменения, их следует рассматривать в динамике и во всех проявлениях (сенсорное, интеллектуальное, моторное).

Несмотря на стремление познавать мир, чрезмерную активность, любознательность, на пути психического развития могут возникнуть трудности:
— слабо развитое мышление (отсутствие внимательности, проблемы с восприятием учебного материала);
— личностно-эмоциональные трудности (стресс, тревога, боязнь, пассивность);
— проблемы в поведении (агрессия, скрытность, недоброжелательность, злость);
— коммуникативные проблемы (чрезмерная эмоциональность, чувство превосходства, изолированность);
— неврологические трудности (бессонница, постоянная слабость. лень).

Возможные проблемы требуют немедленного рассмотрения и поиска путей борьбы с ними. Невзирая на то, что это может казаться серьезным и негативно отразиться на ребенке, психика детей способна самостоятельно адаптироваться и справляться с возможными трудностями, упущениями в воспитательном процессе.

Учитывая крайнюю значимость психологического здоровья детей, важно грамотно организовывать образовательный процесс и процесс общения с данной возрастной группой.

Итак, проблемы с психологическим здоровьем дошкольников: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

Важно отличать патологический страх от нормального функционально значимого, чтобы не нарушить естественные адаптационные процессы в развитии ребёнка.


Список литературы

  1. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 443 с.
  2. Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь, 2011.- 682 с.
  3. Психология детства: Учебник/ Под ред. А. А. Реана. -СПб.:Прайм — Еврознак, 2003.- 350 с.
  4. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
  5. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 149 с.
  6. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с.
  7. Ковынева О.Г., Введенский В.Н. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 11(41). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5249 (дата обращения: 17.06.2020).