УДК 34

ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

№25,

Юридические науки

Абаулин Олег Дмитриевич


Научный руководитель: Волков В.Ю., кандидат юридических наук.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС; ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНА; АДАПТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА; ADMINISTRATIVE OFFENSE; ADMINISTRATIVE PUNISHMENT; ADMINISTRATIVE PROCESS; PROBLEMS OF THE LAW; ADAPTATION OF LEGISLATION; IMPROVEMENT OF LEGISLATION.


Аннотация: Статья посвящена теоретическим вопросам исполнения судебных постановлений по делам об административных правонарушениях. В статье определено понятие исполнения судебных постановлений по делам об административных правонарушениях, представлены на рассмотрение такие категории, как цели, задачи и принципы исполнительного производства по делам об административных правонарушениях.

Российские ученые неоднократно обращались к вопросам исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, но в то же время обращают внимание на отсутствие в административно-деликтном законодательстве понятия исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, цели, задачи и принципы данного вида административного производства не определены.

Анализ административного законодательства позволяет сделать вывод, что исполнение постановления по делу об административном правонарушении — это совокупность правовых процедур, связанных с преследованием правонарушителей.

По мнению ученых, правовые процедуры определяют этапы судебного процесса, его цель, последовательность и сроки, конкретные действия на каждом этапе, основания для совершения и взаимосвязь этих действий, методы их регистрации и фиксации[1].

Все это дает основание представить исполнение постановления по делу об административном правонарушении в качестве процессуального действия по привлечению виновного к ответственности. В то же время, будет верно согласиться с мнением, выраженным в литературе, что данное производство будет одним из компонентов административно-юрисдикционного процесса[2].

Обеспечение исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях — это совершение уполномоченными должностными лицами ряда процессуальных действий:

— обжалование постановления по делу в исполнительном органе;
— его исполнение;
— в установленных случаях приостановления или прекращения исполнения, предоставления отсрочки или рассрочки по отдельным видам наказаний;
— разъяснение вопросов о методах и порядке исполнения;
— прекращение производства по исполнению постановлений о назначении административного наказания.

Указанные процессуальные действия состоят из взаимосвязанных процедур, которые предполагают строго определенную последовательность и сменяемость, характеризуются рядом особенностей.

Прежде всего, необходимо убедиться, что исполнение постановления по делу об административном правонарушении является самостоятельным производством и не входит в систему стадий производства по делам об административных правонарушениях. Он имеет собственные цели, задачи и принципы, реализуется на основе правовых норм и состоит из последовательных этапов.

Обращение в Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[3], регулирующий, в том числе, исполнительное производство по отдельным видам административных наказаний, позволяет принять за основу две основные цели, провозглашенные настоящим Законом: защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации, что соответствует требованиям статьи 1.1 КоАП РФ[4] (статья 1.1.).

В то же время следует иметь в виду, что административная ответственность рассматривается, как обязанность правонарушителя терпимо относиться к мерам принуждения, предусмотренным в санкции за совершение правонарушения и исполнение этой обязанности, и как применение санкции, предусмотренной законом к лицам, совершившим правонарушения[5].

В этой связи мы формулируем еще одну цель: выполнить обязательство правонарушителя выдержать установленную законом меру государственного принуждения в виде наказания.

Для реализации указанных целей исполнительное производство по делам об административных правонарушениях должно решать ряд задач. С этой целью мы определим структуру вышеупомянутого разбирательства. В структуре административного исполнительного производства семь этапов, в том числе три основных (обязательные) и четыре дополнительных (факультативные).

Основные этапы: 1) обжалование постановления по делу об административном правонарушении к исполнению; 2) его исполнение; 3) прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания. Необходимость в дополнительных этапах возникает при появлении соответствующих оснований, указанных в пунктах 31.5-31.7 Административного кодекса Российской Федерации.

Дополнительные шаги включают

  1. отсрочку или рассрочку исполнения распоряжения;
  2. приостановление исполнения постановления;
  3. прекращение исполнения постановления;
  4. решение вопросов, связанных с исполнением постановления о наложении административного взыскания. Каждый этап решает свою собственную задачу, и вместе они подчинены решению общей задачи.

Задачи основных этапов:

Задачей первого этапа является доведение до сведения уполномоченных лиц по возложению на них обязанности по исполнению вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении или части такого постановления.

На втором этапе решается задача фактического применения административного взыскания, наложенного на правонарушителя.

Третий этап посвящен задаче фиксации документов и информирования уполномоченных лиц о завершении исполнительного производства по делу об административном правонарушении, независимо от того, совершено ли оно полностью, частично или не совершено вовсе.

Задачи дополнительных этапов:

Первый этап подчинен задаче гуманного отношения к правонарушителю, предоставления ему возможности решать личные проблемы, связанные со сложным материальным и семейным положением, состоянием здоровья, отсрочкой на определенный период времени исполнения административного наказания, с последующим его исполнением.

Второй этап — решение проблемы устранения возможных ошибок при принятии постановлений по делу.

Третий этап решает проблему выявления оснований для прекращения исполнения административного приговора в случаях, предусмотренных законом.

На четвертом этапе решается задача разъяснения способа и порядка исполнения отдельных видов наказаний.

Резюмируя изложенное, можно выделить следующие проблемы исполнительного производства по делам об административных правонарушениях: Различия (определение) полномочий органов и должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению постановления по делу об административном правонарушении.

Соблюдение установленного порядка и сроков исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Гуманное отношение к правонарушителю при исполнении назначенного наказания. В случае необходимости, разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного взыскания.

Документирование правовых фактов, влияющих на исполнение, приостановление, прекращение и прекращение исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Информационное взаимодействие между лицами, вынесшими определение по делу, и лицами, уполномоченными на его исполнение.

Контроль за исполнением постановления о наложении административного взыскания лицом, привлеченным к административной ответственности. Анализ административного законодательства позволяет выявить ряд принципов исполнения постановлений об административных правонарушениях.

На рассмотрение предлагаются следующие принципы.

Принцип законности. В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применение административного наказания и иных принудительных мер может быть осуществлено только в пределах компетенции уполномоченных лиц на основаниях и в порядке, установленных законом. Принцип равенства перед законом. В соответствии со статьей 1.4. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

Принцип своевременности совершения правоприменительных действий и применения правоприменительных мер. Данный принцип определяет необходимость соблюдения условий исполнительного производства, предусмотренных главами 31-32 и др. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принцип уважения чести и достоинства гражданина. Статья 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: при применении мер административного принуждения указы и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство, не допускаются.

Принцип обязательного исполнения постановления по делу об административном правонарушении всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами (статья 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Принцип сочетания гуманного отношения к правонарушителю с обязательным исполнением приказа о назначении наказания. Несмотря на предоставление правонарушителю в рассрочку или задержку исполнения постановления по делу для решения личных проблем, реализация административного наказания, тем не менее, осуществляется в установленные сроки.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что представленные здесь постановления о целях, задачах и принципах исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях не являются бесспорными.

Безусловно, поставленные в статье вопросы требуют внимания ученых, что особенно актуально на современном этапе разработки новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Список литературы

  1. Попович О.М. Теоретические проблемы юридической сущности административного процесса // Вестн. Московского ун-та МВД России. 2015. № 6. С.133−135.
  2. Гулягин А.Ю. Прокуратура в системе правоохранительных органов административной юрисдикции. М., 2012. С. 10.
  3. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об исполнительном производстве» // «Парламентская газета», N 131, 10.10.2007.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  5. Кисин В. Р., Попугаев Ю. И. Содержание административной ответственности, состояние и проблемы правового регулирования // Вестник московского университета МВД России. – 2015. – № 6. – С.94−97.