УДК 34
ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
№25,
Юридические науки
Абаулин Олег Дмитриевич
Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС; ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНА; АДАПТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА; ADMINISTRATIVE OFFENSE; ADMINISTRATIVE PUNISHMENT; ADMINISTRATIVE PROCESS; PROBLEMS OF THE LAW; ADAPTATION OF LEGISLATION; IMPROVEMENT OF LEGISLATION.
Российские ученые неоднократно обращались к вопросам исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, но в то же время обращают внимание на отсутствие в административно-деликтном законодательстве понятия исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, цели, задачи и принципы данного вида административного производства не определены.
Анализ административного законодательства позволяет сделать вывод, что исполнение постановления по делу об административном правонарушении — это совокупность правовых процедур, связанных с преследованием правонарушителей.
По мнению ученых, правовые процедуры определяют этапы судебного процесса, его цель, последовательность и сроки, конкретные действия на каждом этапе, основания для совершения и взаимосвязь этих действий, методы их регистрации и фиксации[1].
Все это дает основание представить исполнение постановления по делу об административном правонарушении в качестве процессуального действия по привлечению виновного к ответственности. В то же время, будет верно согласиться с мнением, выраженным в литературе, что данное производство будет одним из компонентов административно-юрисдикционного процесса[2].
Обеспечение исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях — это совершение уполномоченными должностными лицами ряда процессуальных действий:
— обжалование постановления по делу в исполнительном органе;
— его исполнение;
— в установленных случаях приостановления или прекращения исполнения, предоставления отсрочки или рассрочки по отдельным видам наказаний;
— разъяснение вопросов о методах и порядке исполнения;
— прекращение производства по исполнению постановлений о назначении административного наказания.
Указанные процессуальные действия состоят из взаимосвязанных процедур, которые предполагают строго определенную последовательность и сменяемость, характеризуются рядом особенностей.
Прежде всего, необходимо убедиться, что исполнение постановления по делу об административном правонарушении является самостоятельным производством и не входит в систему стадий производства по делам об административных правонарушениях. Он имеет собственные цели, задачи и принципы, реализуется на основе правовых норм и состоит из последовательных этапов.
Обращение в Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[3], регулирующий, в том числе, исполнительное производство по отдельным видам административных наказаний, позволяет принять за основу две основные цели, провозглашенные настоящим Законом: защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации, что соответствует требованиям статьи 1.1 КоАП РФ[4] (статья 1.1.).
В то же время следует иметь в виду, что административная ответственность рассматривается, как обязанность правонарушителя терпимо относиться к мерам принуждения, предусмотренным в санкции за совершение правонарушения и исполнение этой обязанности, и как применение санкции, предусмотренной законом к лицам, совершившим правонарушения[5].
В этой связи мы формулируем еще одну цель: выполнить обязательство правонарушителя выдержать установленную законом меру государственного принуждения в виде наказания.
Для реализации указанных целей исполнительное производство по делам об административных правонарушениях должно решать ряд задач. С этой целью мы определим структуру вышеупомянутого разбирательства. В структуре административного исполнительного производства семь этапов, в том числе три основных (обязательные) и четыре дополнительных (факультативные).
Основные этапы: 1) обжалование постановления по делу об административном правонарушении к исполнению; 2) его исполнение; 3) прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания. Необходимость в дополнительных этапах возникает при появлении соответствующих оснований, указанных в пунктах 31.5-31.7 Административного кодекса Российской Федерации.
Дополнительные шаги включают
- отсрочку или рассрочку исполнения распоряжения;
- приостановление исполнения постановления;
- прекращение исполнения постановления;
- решение вопросов, связанных с исполнением постановления о наложении административного взыскания. Каждый этап решает свою собственную задачу, и вместе они подчинены решению общей задачи.
Задачи основных этапов:
Задачей первого этапа является доведение до сведения уполномоченных лиц по возложению на них обязанности по исполнению вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении или части такого постановления.
На втором этапе решается задача фактического применения административного взыскания, наложенного на правонарушителя.
Третий этап посвящен задаче фиксации документов и информирования уполномоченных лиц о завершении исполнительного производства по делу об административном правонарушении, независимо от того, совершено ли оно полностью, частично или не совершено вовсе.
Задачи дополнительных этапов:
Первый этап подчинен задаче гуманного отношения к правонарушителю, предоставления ему возможности решать личные проблемы, связанные со сложным материальным и семейным положением, состоянием здоровья, отсрочкой на определенный период времени исполнения административного наказания, с последующим его исполнением.
Второй этап — решение проблемы устранения возможных ошибок при принятии постановлений по делу.
Третий этап решает проблему выявления оснований для прекращения исполнения административного приговора в случаях, предусмотренных законом.
На четвертом этапе решается задача разъяснения способа и порядка исполнения отдельных видов наказаний.
Резюмируя изложенное, можно выделить следующие проблемы исполнительного производства по делам об административных правонарушениях: Различия (определение) полномочий органов и должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению постановления по делу об административном правонарушении.
Соблюдение установленного порядка и сроков исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Гуманное отношение к правонарушителю при исполнении назначенного наказания. В случае необходимости, разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного взыскания.
Документирование правовых фактов, влияющих на исполнение, приостановление, прекращение и прекращение исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Информационное взаимодействие между лицами, вынесшими определение по делу, и лицами, уполномоченными на его исполнение.
Контроль за исполнением постановления о наложении административного взыскания лицом, привлеченным к административной ответственности. Анализ административного законодательства позволяет выявить ряд принципов исполнения постановлений об административных правонарушениях.
На рассмотрение предлагаются следующие принципы.
Принцип законности. В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применение административного наказания и иных принудительных мер может быть осуществлено только в пределах компетенции уполномоченных лиц на основаниях и в порядке, установленных законом. Принцип равенства перед законом. В соответствии со статьей 1.4. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.
Принцип своевременности совершения правоприменительных действий и применения правоприменительных мер. Данный принцип определяет необходимость соблюдения условий исполнительного производства, предусмотренных главами 31-32 и др. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принцип уважения чести и достоинства гражданина. Статья 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: при применении мер административного принуждения указы и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство, не допускаются.
Принцип обязательного исполнения постановления по делу об административном правонарушении всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами (статья 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Принцип сочетания гуманного отношения к правонарушителю с обязательным исполнением приказа о назначении наказания. Несмотря на предоставление правонарушителю в рассрочку или задержку исполнения постановления по делу для решения личных проблем, реализация административного наказания, тем не менее, осуществляется в установленные сроки.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что представленные здесь постановления о целях, задачах и принципах исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях не являются бесспорными.
Безусловно, поставленные в статье вопросы требуют внимания ученых, что особенно актуально на современном этапе разработки новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Список литературы
- Попович О.М. Теоретические проблемы юридической сущности административного процесса // Вестн. Московского ун-та МВД России. 2015. № 6. С.133−135.
- Гулягин А.Ю. Прокуратура в системе правоохранительных органов административной юрисдикции. М., 2012. С. 10.
- Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об исполнительном производстве» // «Парламентская газета», N 131, 10.10.2007.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
- Кисин В. Р., Попугаев Ю. И. Содержание административной ответственности, состояние и проблемы правового регулирования // Вестник московского университета МВД России. – 2015. – № 6. – С.94−97.