УДК 37.02:373.3

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№25,

Педагогические науки

Насырова Анастасия Владимировна


Научный руководитель: Мирошниченко В. В., к.пед.н., доцент.


Ключевые слова: СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА; ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ; ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITIES; FORMATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITIES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN; EXTRACURRICULAR ACTIVITIES.


Аннотация: В статье рассмотрены условия формирования социально-значимых качеств у младших школьников во внеурочной деятельности. В процессе формирования социально-значимых качеств самостоятельности, ответственности, социальной инициативности использовались такие формы и методы воспитания школьников, как сюжетно-ролевые игры, творческие дела, беседы, акции, выставки. Учитель доносил до сознания учащихся сущность рассматриваемых качеств. Учителем проводилась работа по формированию культуры общения, устанавливались нравственные взаимоотношения в период подготовки и проведения внеурочных мероприятий.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования у школьников необходимо формировать социально-значимые качества. В том числе поставлена задача формирования таких социально-значимых качеств, как «самостоятельность», «ответственность», «социальная инициативность».

Цель данной статьи – раскрыть возможности формирования социально-значимых качеств личности у младших школьников во внеурочной деятельности.

Социальные свойства отражают свойства субъекта, определяющие его личностное становление в обществе.

Социально-значимые качества являются совокупностью системных свойств личности, обусловливающихся в процессе социализации и осуществляющихся в виде обобщенных образов и установок.

В педагогике выделены следующие социально-значимые качества – организованность, ответственность, самостоятельность, социальная инициативность, общественная активность, коммуникабельность. Эти качества оказывают содействие реализации общественно важных задач, направлены на воспитание личности как гражданина.

В данной работе рассматривается возможность формирования социально-значимых качеств личности у младших школьников. Прежде всего, раскрывается сущность социально-значимых качеств личности школьника.

В Философском словаре дано определение: «ответственность – это категория этики права, которая характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм и отражает особое социальное и морально-правовое отношение личности к другим людям, к обществу» [1, с. 480].

Для понимания сущности качества «ответственность» необходимо рассмотреть сущность понятий «интернализация» и «экстернализация».

В большом толковом психологическом словаре дано определение: «Интернализация: принятие или адаптация убеждений, ценностей, установок, практики, стандартов и т. д. в качестве своих собственных» [2, Т.1, c. 322]. Это определение выражает направленность ответственности человека на себя.

Там же дано определение: «Экстернализация: процесс, посредством которого ребенок постепенно начинает проводить различие между собой и внешним миром, который является им самим» [2, Т. 2, с. 504]. Это определение выражает направленность ответственности человека на других.

Основным элементом ответственности младших школьников является способность отвечать за свои поступки, действия и их последствия. Школьники имеют осознанное стремление выполнить требование близкого окружения к самому себе.

В психологической энциклопедии дано определение самостоятельности: «волевое качество личности, которое заключается в умении по собственной инициативе ставить перед собой цели, без посторонней помощи находить пути их достижения и выполнять принятые решения» [3, с. 424].

Самостоятельность, как социально-значимое качество, является залогом успешной адаптации ребенка в будущем. Воспитание этого качества личности происходит в процессе осуществления настоящей практической деятельности. Формирование основ самостоятельности в младшем школьном возрасте влияет на развитие этого качества в дальнейшей жизни.

В младшем школьном возрасте самостоятельность возникает при подражании, при этом выказывается инициатива, стремление и желание. Позднее осуществляется интенсивная проба собственных возможностей. Следующими этапами проявления самостоятельности являются вариативность и усовершенствование. Высшей стадией проявления самостоятельности становятся элементы творчества.

В педагогике выделяют познавательную самостоятельность младших школьников, как личностное свойство, которое способствует повышению продуктивности и качества их учебно-познавательной деятельности.

Учебная самостоятельность младших школьников есть форма самостоятельной деятельности младших школьников, проявляющаяся в умении учиться. С точки зрения личностно-ориентированного подхода учебной самостоятельностью ученик овладевает в учебном процессе, она ему не дана. Если специальная работа не проводится, то учебная самостоятельность может не развиться. Формирование самостоятельности младших школьников происходит в условиях социального бытия ребенка.

Актуальным является формирование такого качества, как «социальная инициативность». В психологических исследованиях отмечается, что инициативность является нравственно-волевым качеством личности.

О. А. Ширина считает: «Социальная инициативность – это личностное качество, направленное на реализацию способностей, на постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности, на развитие нравственного отношения к обществу» [4, с.108].

Социальная инициативность состоит из внутренних и внешних компонентов. Внутренние компоненты – это принятие себя и вера в себя, ответственность за выбор ценностей, динамичность. Основой социальной инициативности являются духовно-нравственные ценности. Социальная инициативность выражается в динамичности, способности изменяться, развиваться.

Внешними компонентами являются качества принимать и понимать других, способность к сопереживанию, проявлению толерантности, эмпатии и уважения права других быть собой.

Социальная инициативность младших школьников устремлена на развитие готовности принимать участие в социально-значимых делах на благо общества и государства.

Кроме рассмотренных социально-значимых качеств учеников в научной литературе называются и другие качества.

С целью проверки эффективности педагогических условий, которые были выделены в ходе исследования, проведен педагогический эксперимент. Внеурочная деятельность осуществлялась в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Аскизский лицей-интернат» им. М. И. Чебодаева с. Аскиз Республики Хакасия в соответствии с программой формирования социально-значимых качеств личности у младших школьников.

Констатирующий этап эксперимента заключался в диагностировании учащихся экспериментального и контрольного четвертых классов с использованием методик М. В. Матюхиной – С. Г. Яриковой, Н. В. Калининой, Н. Е. Щурковой на выявление уровней сформированности социально-значимых качеств «ответственность», «самостоятельность», «социальная инициативность». Результаты диагностирования изложены ниже.

Направленность ответственности у школьников характеризуется как экстернальная, то есть, направлена на внешнюю сторону жизни учащихся. Результаты исследования таковы: 12 (42,9%) учеников экспериментального класса и 12 (46,2%) учеников контрольного класса обладают экстернальной направленностью ответственности. 16 (57,1%) учеников экспериментального класса и 14 (53,8%) учеников контрольного класса проявили интернальную направленность ответственности.

Уровни развития качества «самостоятельность» учащихся обоих классов достаточно низкие. Результаты в экспериментальном классе следующие: 5 (17,9%) учащихся имеют высокий уровень самостоятельности, 14 (50,0%) учащихся имеют средний уровень самостоятельности, 9 (32,1%) учащихся имеют низкий уровень самостоятельности.

Уровни развития качества «социальная инициативность» характеризуются категориями «несформированность» и «некоторая эгоистическая позиция». В экспериментальном классе на уровне «достаточная нравственная позиция» находится 5 (17,9%) учеников, на уровне «некоторая эгоистическая позиция» находится 12 (42,8%) учеников, на уровне «несформированность нравственных отношений» находится 11 (39,3%) учеников.

Эти результаты свидетельствуют о необходимости воспитания социально-значимых качеств у младших школьников.

Целью формирующего этапа эксперимента являлось формирование социально-значимых качеств «ответственность, «самостоятельность», «социальная инициативность» у младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Опытно-формирующая работа выполнялась в четвертом экспериментальном классе по программе внеурочной работы, которая содержала три раздела: «Как научиться самостоятельности?», «Как стать ответственным?», «Как стать активным?».

Социально-творческая внеурочная деятельность младших школьников осуществлялась с использованием таких форм и методов воспитания школьников, как сюжетно-ролевые игры, проекты, творческие дела, беседы, акции, выставки.

Примерами формирования социально-значимых качеств личности школьника во внеурочной деятельности являлись внеклассные мероприятия «Семейный праздник – день матери», Клуб веселых и находчивых», «Вечер в деревне», «Осенины – фольклорный праздник».

Для проведения каждого мероприятия прежде выполнялась подготовка к празднику. Школьникам распределялись роли, осуществлялся сбор реквизита, готовились наглядные пособия и рисунки. Подготовка праздника отличалась конкретностью распределения поручений, сроков выполнения заданий. От объяснений учителя при распределении поручений зависело проявление учащимися социально-значимых качеств «самостоятельность», «ответственность», «социальная активность».

Целью контрольного этапа эксперимента являлась проверка эффективности процесса формирования социально-значимых качеств у младших школьников. На этом этапе исследования проводились те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты обработки полученных данных свидетельствуют об изменениях качества «ответственность» в экспериментальном классе. В экспериментальном классе 7 (25,0%) учеников обладают экстернальной направленностью ответственности и 21 (75,0%) учеников интернальной направленностью ответственности. Количество учащихся, которые берут ответственность за те события, что происходят в их жизни, на себя, увеличилось на 5 (17,9 %) человек.

Анализ статистических данных свидетельствует о повышении уровня самостоятельности в экспериментальном классе. В экспериментальном классе с высоким уровнем самостоятельности стало 10 (35,7%) учеников, со средним уровнем – 17 (60,7%) учеников, с низким уровнем – 1 (3,6%) ученик.

Анализ статистических данных говорит о повышении уровня развития качества «социальная инициативность» в экспериментальном классе.

В экспериментальном классе на уровне «достаточная нравственная позиция» находится 10 (35,7%) учеников, на уровне «некоторая эгоистическая позиция» 17 (60,7%) учеников, на уровне «несформированность нравственных отношений» 1 (3,6%) ученик.

Таким образом, у учащихся экспериментального класса повысились уровни сформированности социально-значимых качеств ответственности, самостоятельности, социальной инициативности. Эти результаты говорят об эффективности осуществления специальной внеурочной деятельности.


Список литературы

  1. Философский словарь / сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков, Ю. Н. Слодухин; под ред. И. Т. Фролова. – М.: Республика, Современник, 2009. – 846 с.
  2. Большой толковый психологический словарь. – Т. 1 (А-О); Перев. с англ. / Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство Вече». – 2001. – 591 с.
  3. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 1096 с.
  4. Ширина О. А. Перечень личностных качеств младших школьников / О. А. Ширина // Молодой ученый. – 2017. – № 32. – С. 108–112.