УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ

№25,

Педагогические науки

Кольчикова Юлия Виссарионовна


Научный руководитель: Федорова Т.А., кандидат педагогических наук ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова».


Ключевые слова: ЭКОЛОГИЯ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ; ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ECOLOGY; ELEMENTARY SCHOOL STUDENT; EXCURSION TO NATURE; EXTRACURRICULAR ACTIVITIES.


Аннотация: Статья посвящена анализу формирования экологического мышления детей младшего школьного возраста средствами экскурсий в природу. На данных занятиях можно научить ребенка сознательно использовать базовые знания в ситуациях, отличных от учебных, в наиболее широком смысле – научить их экологически безопасному поведению, а так же воспитанию ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

В настоящее время общепризнано, что одной из важнейших задач современного образования является подготовка учащихся к оздоровлению экологической обстановки окружающей среды, а составной частью учебно-воспитательного процесса в каждой школе должен быть процесс формирования экологического мышления.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Приход в школу вносит кардинальные перемены в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его окружение, социальное положение в коллективе, семье [1].

Основная задача в формировании экологического мышления у младших школьников – дать каждому ученику знания по бережному отношению к природе. Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление необходимых сведений об окружающем мире, природе и обществе [2].

Говоря, о степени разработанности проблемы, можно отметить, что теоретическое осмысление проблемы формирования экологического мышления значительный вклад внесли Н.Н. Вересов, С.Н. Глазачев, Л.И. Грехова, Л.П. Буева, Н.С. Дежникова, А.П. Сидельковский, И.Т. Суравегина, Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, Г. Селевков, М.И. Шилова, Б.Г. Иоганзен которыми был разработан принцип экологического образования современной школы.

Проблемы экологического образования психолого-педагогическими аспектами прослеживалось в работах Л.И. Божовича, А.И. Леонтьевой, В.Н. Мясницовой и др. О необходимости формирования экологического мышления у учащихся младших классов рассматривали в своих трудах В.М. Минаева, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Т.И. Тарасова и другие, в которых они отразили традиционные формы и методы экологического мышления.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает требования к личным, метапредметным, предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры и религий ». Метапредметные результаты должны включать «овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета». Предметные результаты должны отражать «осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде». Таким образом, стандарт нормативно закрепляет требование к формированию ценностей безопасного и здорового образа жизни.

Одной из эффективных форм формирования навыков экологического мышления младших школьников является организация занятий внеурочной деятельности средствами экскурсий в природу. На данных занятиях можно научить ребенка сознательно использовать базовые знания в ситуациях, отличных от учебных, в наиболее широком смысле – знакомство с различными биологическими явлениями, обогащая свои представления о природе.

С целью формирования экологического мышления младших школьников средствами экскурсий в природу нами была разработана программа внеурочной деятельности «Мир наизнанку». Организация внеурочных занятий в рамках данной программы призвана способствовать формированию у учащихся осознанного и ответственного отношения к природе, ориентированию на местности, наблюдению, сравнению, установлению связей явлений, нахождению нужных объектов, приобретению навыков самостоятельной натуралистической работы и навыков анализа окружающей среды. Данная программа содержит в себе, как теоретическую часть (изучение животных и растений, занесенных в Красную книгу), так и практическую (экскурсия в природу). Программа внеурочной деятельности включает цикл познавательных мероприятий (дидактические игры, беседы, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологического мышления у младших школьников.

Значение экскурсий заключено в эстетическом воспитании, в пробуждении у детей восторга, переживаний, возникающих от красоты природы, в возникновении убеждений в необходимости охраны природы. Экскурсиями коллектив учеников воспитывается в другой, отличающейся от школьной обстановке. В этот же момент отмечают нецелесообразность излишнего увлечения экскурсиями в ущерб основным формам работы, так как предоставление знаний не может быть полным только лишь в экскурсиях. Вдобавок ко всему, наблюдения на экскурсии часто не дают полного представления о живом объекте либо природном явлении, и требуется дополнительное изучение материала в классе [3].

Нужно помнить, что для ребенка младшего школьного возраста наиболее важным является процесс обучения, а не его результат. Ему интереснее изучать, а не знать и уметь. Поэтому формирование экологического мышления следует выстраивать вокруг яркого, интересного процесса получения навыков.

Известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление и зрительный контроль. В связи с этим в учебных изданиях для начальной школы иллюстративный материал играет немаловажную роль. В пособии «Окружающий мир» он дополняет, конкретизирует и усиливает познавательный, эстетический и эмоциональный аспекты текстового материала. В некоторых случаях иллюстрации, заменяя текст, самостоятельно раскрывают содержание учебного материала.

Велико и воспитательное значение экскурсий. Как раз на экскурсиях у учеников воспитываются интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они начинают видеть её красоту, осознавать необходимость бережного отношения к ней. Знания, получаемые в такой ситуации очень прочны и запоминаются надолго. Экскурсии формируют экологическое сознание учеников. Самыми важными и распространенными являются экскурсии в природу, они очень эффективны и способствуют выработке требуемых практических умений у учащихся, подтверждения теоретических знаний.

При реализации различных форм деятельности в области экологического воспитания и образования добиваются роста эффективности экологического воспитания младших школьников. Самым эффективным средством здесь выступают природоведческие экскурсии.

Навыки безопасного поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Путем многократного повторения у ребенка могут сформироваться навыки правильного поведения.

Таким образом, проведение экскурсий, с целью повышения экологического мышления младших школьников, является необходимым дополнением в любом предмете. Экскурсии формируют экологическое мышление, а в свою очередь экологическое мышление развивается в течение комплекса психолого-педагогических воздействий на учащегося. Такой комплекс предполагает взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие ценностной ориентации, практических умений по охране природы, воли и желания осуществлять экологически грамотные и социально значимые поступки.

В процессе формирования навыков безопасного поведения должны учитываться психологические особенности детей. Определено, что в силу возраста, вначале у младших школьников формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Чем выше уровень знаний младшего школьника, тем меньше риск ухудшения экологического мышления, соответственно больше возможностей показать высокие результаты обучения. Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые способствовали бы расширению уровня экологического мышления младшего школьника.


Список литературы

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М. Просвещение, 2006 — 372 с.
  2. Селиванова М. С. Правила поведения в школе/ М. С. Селиванова.- М.: Литера, 2011.- 48 с.
  3. Маврищев В.В. Экскурсии в природу. Лес: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2009. 276 с.