УДК 34

ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

№25,

Юридические науки

Абаулин Олег Дмитриевич


Научный руководитель: Волков В.Ю., кандидат юридических наук.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС; ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНА; АДАПТАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА; ADMINISTRATIVE OFFENSE; ADMINISTRATIVE PUNISHMENT; ADMINISTRATIVE PROCESS; PROBLEMS OF THE LAW; ADAPTATION OF LEGISLATION; IMPROVEMENT OF LEGISLATION.


Аннотация: Статья посвящена проблематичным вопросам законодательства по делам об административных правонарушениях на территории Республики Крым. В статье определена проблематика законодательства об административных правонарушениях, представлены на рассмотрение такие категории, как нормы, задачи и принципы административного законодательства.

Современная международная обстановка характеризуется сложностью и нестабильностью. В геополитическом пространстве продолжается необъявленная война за процветание отдельных развитых государств. Особенно она проявляется в контексте передела сфер экономического влияния, борьбе за энергетические ресурсы и территории, на которых они находятся, поскольку дефицитные источники энергии являются основой развития экономик и соответственно государств.

В частности, в стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. закреплено утверждение о том, что «внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах…»[1].

По всему миру борьба за ресурсы и влияние выражается в ряде как относительно скрытых, так и неприкрытых циничных военных конфликтов, доходящих до прямого вмешательства одних государств в суверенные дела других государств. Независимо от природы происхождения данных конфликтов, неоспоримым является факт, что ряд территорий, находящихся в составе суверенных государств, желают изменить своей конституционно-правовой статус.

Примерами могут служить Шотландия в составе Великобритании, Каталония в составе Испании, Фландрия в составе Бельгии. Ряд государств считаются непризнанными (например, Приднестровская Молдавская Республика и Нагорно-Карабахская Республика) или частично признанными (Абхазия, Южная Осетия, Республика Косово) международным сообществом.

Таким образом, современные глобальные процессы позволяют судить о том, что существующие в мире границы государств еще не являются окончательно установившимися, а политическая карта мира в будущем может претерпеть изменения.

Наиболее ярким и обсуждаемым событием весны 2014 г. стало вхождение в состав Российской Федерации двух новых субъектов: Республики Крым и города федерального значения Севастополь. Не углубляясь в политическую и экономическую сферы, однако применяя комплекс с позиций международного права и законодательства Российской Федерации, рассмотрим некоторые особенности.

Важнейшим регулятором международных отношений в современном мире выступает международное право, которое базируется на целом ряде принятых государствами совместно документов, является основой межгосударственного взаимодействия и позволяет решать конфликты юридическими, дипломатическими средствами, т. е. мирным путем.

В то же время, как справедливо отмечает А.К. Кузнецов, «международное публичное право является инструментом внешней политики государства», способом выражения его воли в мировом сообществе[2].

Главным международным документом, обязательным для исполнения всеми государствами мира, является Устав Организации Объединенных Наций (далее — Устав ООН), вступивший в силу 24 октября 1945 г. после завершения Второй мировой войны и закрепивший основы современного международного правопорядка, принципы взаимодействия на международной арене.

Другими важнейшими документами в сфере регулирования международных отношений являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

Для нашего государства исполнение данных документов носит обязательный характер, поскольку они были ратифицированы в установленном порядке. Вхождение Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации вызвало различные трактовки мировым сообществом международно-правовых норм, в особенности норм, касающихся равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности государств.

Вспомним, как это было, и постараемся дать юридическую оценку событиям в Крыму. Началом процесса сближения, по нашему мнению, явилось обращение Председателя Совета министров Республики Крым к Президенту Российской Федерации об оказании содействия в обеспечении мира и спокойствия на территории Крыма 1 марта 2014 г. Более того, в этот же день Президенту России поступило аналогичное обращение законно избранного Президента Украины.

В рамках Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России от 5 февраля 2012 г. № 146, «считается правомерным применение Вооруженных сил и других войск… для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права».

Президент России в рамках целого ряда нормативных актов и на основании пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции внес в Совет Федерации обращение «об использовании Вооруженных сил Российской Федерации на территории Украины до нормализации общественно политической обстановки в этой стране» и получил согласие на данное действие. Таким образом, все внутригосударственные правовые процедуры, касающиеся вопроса использования Вооруженных сил России за пределами страны, были проведены в соответствии с законом.

Поскольку Президент до настоящего момента не воспользовался правом на их использование, то и у международного сообщества вопросов на этот счет с юридической точки зрения возникнуть не могло в принципе, а все обвинения по данному поводу выглядят необъективными и политически мотивированными.

Общественно-политическая ситуация на Украине и в Автономной Республике Крым, сложившаяся к началу марта, привела к тому, что 6 марта высшими представительными органами власти Крыма в рамках своей компетенции было принятое решение о досрочном проведении 16 марта референдума о статусе полуострова с целью расширения самостоятельности и о возможном вхождении в состав Российской Федерации. 11 марта депутатами высших представительных органов была принята Декларация о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя, в которой было отмечено, что в случае положительного волеизъявления граждан и на основании норм международного права Крым «будет объявлен независимым и суверенным государством с республиканской формой правления». Это позволило бы в дальнейшем облегчить Республике, как самостоятельному субъекту международного права, процесс вхождения в Российскую Федерацию.

После ратификации верхней палатой парламента РФ – Советом Федерации 21 марта 2014 г. Федерального конституционного закона «О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» произошёл ожидаемый переход законодательства Республики Крым к правовой системе РФ.

Таким образом, главным вопросом внутренней и внешней политики Республики Крым стала адаптация законодательства полуострова к законодательству России. Адаптация коснулась всех частей законодательства, в том числе и административного, которое отличается от других, во-первых, разнообразием регулируемых правовых отношений, во-вторых, наличием значительного объёма нормативных правовых актов.

При этом следует отметить, что административное законодательство не только устанавливает соответствующий режим деятельности органов публичной власти, но и чётко определяет правовое поле, границы многих правоотношений, участниками которых являются как органы публичной власти, так и частные лица.

Важность адаптации административного законодательства обусловлена и тем, что именно его нормы определяют основные принципы публичного управления, которые регламентируют особенности деятельности всех органов публичной власти, что в настоящее время для Республики Крым является особенно важным.

Итак, сегодня на полуострове возникла необходимость в формировании нового административного законодательства, которое должно не только соответствовать законодательству РФ, но и обязано всем своим содержанием способствовать обеспечению реализации и защиты прав, законных интересов граждан. Поэтому процесс адаптации административного, да и не только административного, а и всех частей законодательства Республики Крым к законодательству РФ должен проходить планомерно, с учётом экономических и социальных условий полуострова.

Мы не станем акцентировать внимание на адаптации всех частей административного законодательства Республики Крым к законодательству РФ, а коснёмся лишь тех, с которыми мы повседневно имеем дело, сами того не замечая, что находимся в действии их правового поля.

25 июня 2015 года в Республике Крым был принят Закон Республики Крым № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым». Его принятие было вынужденным и сопровождалось необходимостью скорейшей интеграции Республики Крым в правовое поле Российской Федерации.

Несмотря на спешку, данный нормативно-правовой акт принят с учетом всех необходимых рекомендаций для законов субъектов, основанных на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Закон состоит из Общей и Особенной частей, а также включает в себя раздел, содержащий нормы, определяющие подведомственность дел об административных правонарушениях.

Особенная часть включает в себя следующие главы: административные правонарушения, посягающие на права граждан; административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти и местного самоуправления и установленный порядок управления; административные правонарушения в области охраны окружающей среды; административные правонарушения на транспорте; административные правонарушения в сфере торговли; административные правонарушения в области охраны общественного порядка[3].

Однако, на наш взгляд, рассматриваемый Закон несовершенен — его структура включает 47 статей, которые, как отмечает ряд авторов, не имеют логики порядка изложения.

В частности, Евсикова Е.В. в своем исследовании теоретических аспектов и проблем данного закона указывает на нелогичность отнесения статьи «Нарушение тишины и покоя граждан» к главе «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». По её мнению, данную статью логичнее было бы включить в главу «Административные правонарушения в области охраны общественного порядка»[4].

Следует отметить, что в современных условиях социально-экономического развития полуострова (открытие транспортных путей сообщения, повышение туристической привлекательности региона), рассматриваемым законом не предусмотрено регулирование всех необходимых сфер жизнедеятельности.

Следует провести реструктуризацию данного нормативно-правового акта, а также разработать и включить новые основания привлечения к административной ответственности, предусмотреть обеспечительные меры по исполнению административных правонарушений не резидентами Российской Федерации, с учетом особенностей и специфики Республики Крым.

В частности, Крым – регион туристический, в который постоянно прибывает большое количество людей в том числе и граждан иностранных государств, регулирование вопросов обеспечения общественного порядка и безопасности, а также установление определенных правил недопущения правонарушений является первостепенной задачей законодателя.

Например, наступление курортного сезона на полуострове влечет за собой повышение активности жителей и гостей полуострова на водных объектах. Несоблюдение техники безопасности приводит в ряде случаев к неблагоприятным последствиям.

Так, сегодня просто необходима разработка и принятие нормы касательно нарушения правил охраны жизни людей на водных объектах на территории Республики Крым, норм, определяющих административную ответственность за пренебрежение правилами техники безопасности на всех туристических объектах (транспорт, аттракционы, экскурсионные объекты и так далее).

Также, существуют пробелы в правовом регулировании вопросов охраны окружающей среды. Законом предусмотрено всего два состава правонарушений – «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Крым» и «Незаконное повреждение, удаление (снос, уничтожение) зеленых насаждений на землях, находящихся в собственности Республики Крым».

Богатые природные ресурсы полуострова, разнообразие объектов растительного и животного мира, наличие эндемиков, обуславливают необходимость законодательного регулирования положений о наступлении административной ответственности за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий и зон их охраны, нарушение режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, загрязнение вод, нарушение экологических требований, сброс или поступление иным способом загрязняющих веществ на рельеф местности, повреждение зеленых насаждений, незаконное уничтожение зеленых насаждений и т.д.

В рассматриваемом Законе отсутствуют также нормы, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в сфере охраны собственности, землепользования, градостроительства, сельского хозяйства, в сфере предпринимательской деятельности, в сфере обращения с животными и т.д..

Что же касается последней стадии производства по делам об административных правонарушениях, непосредственного исполнения, то основной проблемой является отсутствие обеспечения исполнения.

Можно привести следующий пример: гражданин Украины Иванов Иван Иванович находясь в отпуске в летний период с 01.07.2019г. по 15.07.2019г. на территории Республики Крым, который совершил административные правонарушения 13.07.2019г. и 14.07.2019г. предусмотренные статьями 6.24, 20.20 КоАП РФ, и в результате 12.8 КоАП РФ, за которые привлечен к административной ответственности, где общая сумма штрафов составила 31 тысячу рублей, 15.07.2019г. добровольно не исполнив требования указанные в постановлениях о назначении наказания, пересек государственную границу Российской Федерации и вернулся домой. После вступления в законную силу постановлений и истечении 60 дневного срока предусмотренного для добровольного исполнения, предусмотренного статьей 32.2 КоАП РФ и отсутствием сведений об оплате данных штрафов, органами вынесшими постановления направлены данные постановления на принудительное исполнение в Федеральную службу судебных приставов по последнему известному месту жительства на территории Республики Крым. Судебный пристав-исполнитель на основании поступивших постановлений возбуждает исполнительные производства и начинает процесс принудительного исполнения, в результате которого все предусмотренные Федеральным законом №229 «Об исполнительном производстве», действия оказались безрезультатными, а именно выходом по последнему известному месту жительству указанному в исполнительном документе установлено что должник снимал комнату в период с 13.07.2019г. по 14.07.2019г., более сведений не установлено, в том числе и по проверке имущественного положения должника, ни движимого имущества, ни недвижимого имущества принадлежащего должнику не установлено на территории Российской Федерации. У судебного пристава-исполнителя существуют единственные основания по окончанию в такой ситуации исполнительного производства – это по истечению срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении, который составляет 2 года с момента вступления в законную силу. Следовательно лицо нарушившее законодательство об административных правонарушениях не только Республики Крым, но и Российской Федерации безнаказанно вернулось домой и забыло о совершивших правонарушениях, тем самым осталось безнаказанным и можно сделать вывод о том, что в действующем законодательстве не только у субъекта но и в целом отсутствует норма об обеспечении исполнения постановлений по делам об административных правонарушений и возможно закрепление данных норм в виде запретов и ограничений, к примеру по пересечению государственной границы на стадии назначения наказания, как в Законе Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым», так и в КоАП РФ.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что на сегодняшний день назрела острая необходимость проведения комплексной работы, направленной на разработку и принятие системы норм, расширяющей круг административной ответственности за правонарушения в различных сферах общественной жизни на территории Республики Крым. Четкому определению основных направлений совершенствования законодательства об административных правонарушениях в Республике Крым будет содействовать анализ подобного законодательства других субъектов Российской Федерации, что позволит выделить незатронутые области регулирования, а также привести обоснования необходимости принятия подобных положений на территории полуострова.

Кроме того, в настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации приняты кодифицированные акты в сфере административных правонарушений (Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях, Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, Кодекс Республики Дагестан об административных правонарушениях и др.).

Кодекс как нормативно-правовой документ принимается для систематизации законодательства. Вероятно, результатом усовершенствования законодательства Республики Крым об административных правонарушениях может являться именно принятие системного кодифицированного акта, который устанавливал расширенный перечень всех стадий производства по делам об административных правонарушениях. Безусловно, принимаемый кодекс должен учитывать особенности региона, в котором он принимается, исходить из задач сохранения экологических систем полуострова, животного и растительного мира, недопущения ухудшения экологической ситуации, совершенствования требований по соблюдению правил безопасности, улучшения эстетического облика городов и др.

Таким образом, действующий Закон Республики Крым «Об административных правонарушениях» не является комплексным, системным нормативно-правовым актом, отражающим все необходимые сферы правового регулирования и защиты.

С учетом современных условий комплексного и стремительного социально-экономического развития региона, сегодня назрела острая необходимость проведения работы по совершенствованию законодательства, разработке и принятию новых норм, устанавливающих административную ответственность за нарушения в различных сферах жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 1.3 рассматриваемого нами кодекса Производство по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в порядке, определяемом Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Если мы рассмотрим судебную практику, то увидим, что в 2018 году городскими и районными судами общей юрисдикции по 8148 административным делам было принято решение по существу заявленных требований, из которых 2923 административных исков было отказано в удовлетворении, то есть решения приняты в пользу граждан. Это около 35% (35,87%) от рассмотренных административных дел.

В Верховном Суде Республики Крым состоялось совещание, посвященное подведению итогов деятельности судов общей юрисдикции Республики Крым за 2018 год.

В совещании приняли участие Председатель Верховного Суда Республики Крым Игорь Радионов, заместители Председателя Верховного Суда Республики Крым Виктор Скляров, Валерий Сиротюк и Татьяна Шкляр, начальник Управления судебного департамента по Республике Крым Керим Акуев, судьи Верховного Суда Республики Крым, судьи городских и районных судов республики, а также мировые судьи.

Во время совещания детально были рассмотрены сроки и качественные показатели рассмотрения административных дел районными (городскими) судами и дел об административных правонарушениях; показателях рассмотрения административных дел судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Крым в апелляционном порядке и т.д. А также было обращено внимание на содержание правоприменительной практики касательно аудиопротоколирования, использования видеоконференцсвязи, исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, а также содержания судебных актов[5].

Во время своего выступления Председатель Верховного Суда Республики Крым акцентировал внимание присутствующих на необходимость тщательного изучения принятых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в которых получили развитие многие актуальные вопросы, с целью формирования единообразной судебной практики.

Таким образом, воссоединение России и Крыма в марте 2014 г. актуализировало процессы всестороннего приобщения новых территорий, людей, населяющих их, политических и социально-экономических структур к российским реалиям. Одним из наиболее важных явлений в этой связи выступает политическая, правовая и социальная адаптация Крыма.

Президент России В.В. Путин заявил в своем послании Федеральному Собранию, что «возвращение в родную гавань» Крыма и Севастополя крайне важно для России: «Потому что в Крыму живут наши люди, и сама территория стратегически важна, потому что именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства… Наряду с этнической близостью, языком и общими элементами материальной культуры, общей, хотя и не очерченной тогда устойчивыми границами территорией, нарождающейся совместной хозяйственной деятельностью и властью князя христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые разные по крови племена и племенные союзы всего обширного восточнославянского мира. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это дает нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение»[6].

Характерной чертой социально-правовой интеграции Крыма в состав России стала всесторонняя поддержка данного процесса со стороны большинства населения как самого полуострова, так и жителей остальных регионов России. Реинтеграция Крыма была единодушно поддержана практически всем населением полуострова. Это показали и результаты референдума 2014 г., и дальнейшее развитие политических и социально-экономических процессов в регионе уже в составе РФ.


Список литературы

  1. Указ Президента России от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34661/
  2. Кузнецов А.К. Основы международного публичного права. Конспект лекций: Учебное пособие. М.: Финансовая академии при Правительстве РФ, 2006. С. 5.
  3. Об административных правонарушениях в Республике Крым: закон Республики Крым от 25 июня 2015 г. № 117-ЗРК/2015 (с изм. и доп.). URL: http://rk.gov.ru/rus/fi le/pub/pub_256272.pdf
  4. Евсикова Е.В. Закон «Об административных правонарушениях в Республике Крым»: теоретические аспекты и проблемы правоприменения»// Общество и право. — № 4 (58). – 2016. – С. 155.
  5. Суды общей юрисдикции Республики Крым подвели итоги работы за 2018 год [Электронный ресурс] URL: http://vs.krm.sudrf.ru/modules.php?id=108&name=docum_sud
  6. Послание Президента России Федеральному Собранию // Российская газета. 2014. 4 дек.