УДК 339.543:004:002

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СООТВЕТСТВИИ СО СТРАТЕГИЕЙ РАЗВИТИЯ 2030

№25,

Технические науки

Зюзин Владислав Дмитриевич
Лопухов Роман Сергеевич
Трушин Георгий Николаевич


Ключевые слова: ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФТС; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; TECHNICAL MEANS OF CUSTOMS AUTHORITIES; FCS DEVELOPMENT STRATEGY; IMPROVEMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES ‘ TECHNOLOGIES.


Аннотация: В современном быстроразвивающимся мире, приоритетной задачей таможенных органов стало необходимость своевременно реагировать и адаптироваться под все экономические изменения. Главным направлением совершенствования в ФТС является внедрение новейших технических средств для автоматизации совершения таможенных процедур.

В современном мире динамика развития экономических процессов увеличивается все быстрее. Структурные изменения в экономике происходят все чаще неся за собой кардинально несистемные решения производителей и участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД). Для того, чтобы рационально регулировать всеми экономическими процессами в сфере мировой экономики государствам приходиться постоянно корректировать законодательство, которое регулирует деятельность производителей и участников ВЭД.

Таможенная служба, как представитель защиты и контроля внешнеэкономической деятельности, является важной структурой государственного управления, нуждающейся в постоянным обновлением как законодательной базы, так и технической. Таможенные органы Евразийского Экономического союза (далее ЕАЭС) ставят в приоритет именно технологическое развитие, которое будет работать по следующим принципам:

1. долгосрочное стратегическое планирование с учетом мировых тенденций;
2. планомерность и последовательность в развитии;
3. предсказуемость и прозрачность фискальных и регулирующих условий;
4. нацеленность на результат;
5. оптимизация и совершенствование таможенного администрирования;
6. автоматизация и информатизация сквозных бизнес-процессов деятельности таможенной службы на основе передовых технологий;
7. обеспечение условий для формирования устойчивой модели добросовестного и законопослушного поведения субъектов внешнеэкономической деятельности;
8. признание деяний, содержащих признаки преступлений и административных правонарушений в таможенной сфере, одной из угроз безопасности Российской Федерации [3].

Помимо вышеперечисленных принципов можно также выделить два базовых принципа, на которых строится вся деятельность таможенных органов: экономичность и ускорение. Принцип экономичности заключается в том, что бы проводить как можно больше качественных проверок, а главное эффективных, при этом затрачивая минимальное количество ресурсов. Принцип ускорения базируется на увеличении товаропотока и исключения из рисков потери качества товара. Поскольку в приоритетах таможенного союза всегда стояло развитие внешнеторговых отношений, то не стоит забывать, что при этом нужно ускорять проведение таможенного контроля на границах.

Для ускорения процесса, а также для дальнейшего увеличения товаропотока в 2018 году началось реформирование таможенной системы по утвержденной стратегии 2020. Помимо того, что каждая таможня была оснащена новейшим оборудованием для эффективного проведения таможенного контроля, для ускорения процесса оформления были разработаны программные обеспечения для работы должностным лицам таможенных органов.

Основные технические средства таможенных органов:
— Металлодетекторы – электронные устройства, которые обнаруживают из черных и цветных металлов;
— Контрольные зеркала – телескопические держатели с набором сменных зеркал различных форм и размеров;
— Контрольные зонды – металлические стержни специального упрочнения различного диаметра и длины, оснащенные отверстием специальной формы для отбора образцов;
— Приборы поверхностного зондирования – устройство, определяющее инородные предметы в однородной массе;
— Эндоскопы – электронные оптические приборы, предназначенные для поверки в труднодоступных местах. Различают три вида: «жесткие» (бароскопы), гибкие (флоскоскопы), «полужесткие». Главное их различие это способность изменять направления камеры не изменяя положения самого прибора.

Основные информационные системы:
— Национальная автоматизированная система электронного декларирования (НАС ЭД);
— Автоматизированная подсистема «Транзит Таможенного Союза» (АПС ТТС);
— Автоматизированная подсистема предварительного информирования (АСПИ);
— Автоматизированная информационная система управления рисками (АИСУР);
— Подсистема поддержания в актуальном состоянии нормативно-справочной информации (ПАСНСИ).

Создания центров электронного декларирования (ЦЭД) помогло достичь определенных целей в ускорении процесса оформления, а также практически полный перевод работы таможенных органов в безбумажную сферу. Около 95% деклараций в настоящее время оформляется в электронном виде, это значительно упрощает документооборот как внутри систем таможенных органов, так и связью между участниками ВЭД, помимо этого укрепляя межведомственное взаимодействие, совершенствую государственный контроль [2].

Стратегия 2020 завершится в конце 2020 года, оставив после себя 31 действующий ЦЭД, удаленный выпуск товара, развитую таможенную инфраструктуру, таможни фактического контроля и т.д.

Но все вышеперечисленные достижения были только ступенью к разработке новой стратегии 2030 под названием «Умная таможня», где главными целями развития были выбраны:
— цифровую трансформацию технологий таможенного оформления и таможенного контроля до и после выпуска товаров с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных;
— применение самообучающейся интеллектуальной системы управления рисками;
— внедрение технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза;
— создание долговременных архивов юридически значимых электронных документов;
— применение международных электронных систем верификации и сертификации происхождения товаров;
— автоматизацию процесса контроля правильности классификации товаров и выявления нарушений, связанных с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой ВЭД ЕАЭС;
— использование при совершении таможенных операций транспортных, коммерческих и иных документов, созданных и используемых в деловом обороте в виде электронных документов и т.д.

Исходя из поставленных целей, главная проблема, которая также необходима в решении, является минимизация взаимодействия должностных лиц таможенного органа и участников ВЭД лично. Это должно привести к снижению коррупционных рисков, а также позволит сузить сферу деятельности должностного лица, в целях эффективной работоспособности.

Таким образом, можно сделать вывод, что таможенные органы являются важной частью в управлении внешнеэкономическими процессами, которые необходимы для поддержания отечественной экономики. Совершенствования технологий в сфере таможенного дела является важным аспектом, поскольку необходимо адаптировать работу таможенных органов под современные реалии для более эффективного совершения таможенных операций.


Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (Дата обращения: 15.06.2020)
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140447/be041cf96610ece2b2967127b8443a06d4a1d2df/ (Дата обращения: 15.06.2020)
  3. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/62de6eae95a59b101c046143d08662125b1b4032/ (Дата обращения: 15.06.2020)