НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ПОВЛЕКШЕЕ ТЯЖКИЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА
№6,
Юридические науки
Потапова Анастасия Андреевна
Сагалаков Эдуард Алексеевич (Кандидат исторических наук)
Ключевые слова: ТЯЖКИЙ ВРЕД; ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА; НАРУШЕНИЕ; ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; SERIOUS HARM; HUMAN HEALTH; VIOLATION; TRAFFIC RULES.
Нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкий вред здоровью человека, является одним из наиболее опасных деяний, которое может повлечь суровое наказание по отношению к лицу, совершившему данный правовой проступок. УК РФ предполагает высокую меру наказания за совершение подобного рода преступления, что само собой разумеется. Максимальный срок заключения, который может получить виновный за данное преступление, составляет пять лет тюремного содержания, включая также возможные штрафные санкции по отношению к лицу, совершившему преступление, в виде запрета на управление транспортным средством на срок от трех лет. [1, c.11]
В российской системе законодательства предусмотрена уголовная ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, которые влекут за собой причинение вреда здоровью или крупного материального ущерба. Важно помнить, что автомобиль является источником повышенной опасности и человек, который садится за руль, должен осознавать свою ответственность за действия и эксплуатацию транспорта. Ст. 264 устанавливает уголовное наказание для лиц, нарушивших ПДД или правила эксплуатации транспорта, если эти действия привели к травмам людей или серьезному материальному ущербу. В иных случаях нарушение правил регулируется положениями об административной ответственности водителя транспортного средства.
Под категорию нарушений ПДД и эксплуатации транспорта подпадают аварии, наезды на пешеходов, наезды на объекты дорожной инфраструктуры и другие ситуации. Если российским законодательством за данные деяния предусматривается уголовная ответственность с возможным назначением штрафа в качестве компенсации за моральный вред, то в законах других стран ответственность водителя за здоровье участников дорожного движения и чужое имущество более суровая.
Так, в США действует законодательная норма, при которой вред здоровью или материальный ущерб по причине нарушений ПДД карается тюремным сроком. А еще за данные деяния можно лишиться права управления и получить решение суда о необходимости полной компенсации морального вреда за причиненный ущерб. Таким образом, в американской системе правосудия прослеживается комбинированная ответственность за нарушения ПДД и правил эксплуатации транспорта. Нарушитель может угодить в тюрьму и лишиться денег, лишиться прав управления на несколько лет.
Что касается закона в странах Европы, в Германии, например, за нарушение ПДД и условий эксплуатации транспорта можно получить крупный штраф. Если по вине водителя серьезно пострадал человек, система предусматривает уголовную ответственность. Мелкий ущерб влечет административную ответственность. [2, c.14]
Более лояльна к водителям, нарушающим ПДД, Италия. Здесь при условии, что правила нарушены, но участник дорожного движения не получил серьезных травм, можно получить арест на срок до нескольких месяцев или решение суда о привлечении к обязательным работам.
Практика с обязательными работами используется во многих странах, эта мера наказания выбирается в тех случаях, когда по вине водителя никто серьезно не пострадал, и это было его первое нарушение ППД и правил эксплуатации транспорта. Законодательство Великобритании устанавливает более суровую ответственность для водителя, который нарушением правил способствовал причинению вреда здоровью или материальному ущербу.
Если это сделано неумышленно, суд может назначить арест на несколько месяцев и обязать полностью возместить причиненный ущерб.
На мой взгляд, если сравнивать ответственность водителя в России по ст. 264 и ответственность водителей за те же нарушения в других странах, то можно выявить много общих принципов. Во-первых, во всех странах это считается уголовно наказуемым преступлением. Во-вторых, при условии совершения преступления впервые можно получить условный срок или арест с назначением штрафа. Однако необходимо помнить о тонкой грани между реальными нарушениями ПДД и правил эксплуатации транспорта и форс-мажорными обстоятельствами, которые привели к серьезным последствиям. [3,c.11]
Для того чтобы в полной мере провести грань, которую необходимо учитывать при уточнении ответственности за нанесение тяжкого вреда здоровью, необходимо учитывать то, что не всякий инцидент имеет место по вине водителя транспортного средства, а также сопровождающих его лиц. Часто бывает, что виновником ДТП выступает само потерпевшее лицо, и такая ситуация также достаточно четко и логично прописана в ст.264. части 1 УК РФ. Для уточнения категории либо степени нанесения вреда здоровью необходимо прибегать к помощи специалистов, практикующих именно данную практику в своей деятельности. Таким образом, если виновником ДТП стал сам потерпевший, то вина потерпевшего может быть полностью доказана в ходе следственной экспертизы. В такой ситуации максимальный предел наказания за нанесение тяжкого вреда здоровью снижается до трех лет, а в определенных ситуациях виновник может понести лишь условное наказание. [4, c.15]
Таким образом, российское законодательство объективно относится к результатам анализов, следственной экспертизы, которые имели место в ходе судебного разбирательства случая, повлекшего тяжкий вред здоровью потерпевшего.
Список литературы
- Никитин Е.В., Пашнин А.Н. Основные направления совершенствования виктимологической профилактики автотранспортных преступлений // Проблемы современного российского законодательства: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. в 2 ч. Ч. 1. М.; Иркутск: РПА Минюста России, 2012. С. 287-291.
- Кокорин Д.Л., Токарев Д.С. К вопросу об уголовной ответственности за причинение имущественного ущерба вследствие дорожно-транспортного происшествия // Совершенствование деятельности по расследованию дорожно-транспортных преступлений: материалы всерос. науч.-практ. конф. в режиме видеокон-ференцсвязи, г. Тюмень, 6 сентября 2012 г. Тюмень: Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. С. 13-16.
- Иманов Д.Ф. Проблема дифференциации уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Закон и право. 2013. N 2. С. 84-87.
- Маслов И.И. Состояние опьянения как признак, дифференцирующий уголовную ответственность // Юридическая наука. 2011. N 3. С. 57-62.