УДК 34
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№25,
Юридические науки
Терлецкий Александр Олегович
Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ; РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ; ADMINISTRATIVE LAW; PUBLIC ADMINISTRATION; PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION; PUBLIC ADMINISTRATION REFORM.
Для России нынешнее время — это эпоха перемен и интенсивного развития. Государственно-правовые институты переживают процесс необходимой модернизации и дальнейшего укрепления как конечной цели тех изменений, которые осуществляются несколько последних лет. Отрасль административного права, являясь основой регулирования данных общественных отношений, также идет по пути реформирования и адаптации к возникающим социальным реалиям.
Характеризуя государственное управление, нельзя не обратить особого внимания на исключительную обширность и масштабность рассматриваемого вида деятельности. Отдельные проявления властного регулирования обнаруживаются практически во всех сферах общественной жизни. С этим, в частности, связана неоднородность предлагаемых отечественными исследователями правовой науки определений государственного управления. Так, одним из наиболее оптимальных путей рассмотрения категории государственного управления представляется ее раскрытие через следующее определение.
Государственное управление – государственное воздействие на сферы общественной жизни, обладающее признаками организации, регулирования, контроля и использования силы государственного принуждения, целью которого является упорядочение, сохранение или изменение существующих в обществе процессов. Ключевым аспектом предложенной дефиниции и института государственного управления в целом, является социальность рассматриваемой категории, то есть необходимость придания первоочередного значения в процессе государственного управления общественным ожиданиям и потребностям, учету обстановки реальной жизни людей и т.д.
Помимо проблем теоретического характера, исследования института государственного управления, в том числе в Российской Федерации, позволяют обнаружить ряд недостатков прикладного содержания. Основная группа проблем современного государственного управления в Российской Федерации имеет организационный характер, анализ практической деятельности в рассматриваемой сфере позволяет выявить следующие из них: Несовершенство действующих источников правового регулирования деятельности в сфере государственного управления, в частности, в сфере полномочий конкретных должностных лиц, порядка и особенностей межведомственного взаимодействия, а равно взаимодействия органов власти и граждан. Сохранение утративших актуальность методов управления, сложившихся в прошлом веке, в условиях командно-административной экономики. В свою очередь, современные задачи государственного управления, зачастую, не могут быть решены такими устаревшими методами. Наличие спорных вопросов распределения предметов ведения и полномочий между центральными органами управления и органами управления на местах, на уровне субъектов РФ и муниципальных образований [2].
Такая ситуация имеет целый ряд негативных последствий, в конечном итоге, затрагивающих интересы граждан и общества в целом, поскольку у органов власти существует возможность ухода от ответственности за свои действия, путем переложения вины за недостатки своей деятельности на органы власти других уровней. Основная группа проблем современного государственного управления в Российской Федерации имеет организационный характер, анализ практической деятельности в рассматриваемой сфере позволяет выявить следующие из них [1]:
— Несовершенство действующих источников правового регулирования деятельности в сфере государственного управления, в частности, в сфере полномочий конкретных должностных лиц, порядка и особенностей межведомственного взаимодействия, а равно взаимодействия органов власти и граждан.
— Сохранение утративших актуальность методов управления, сложившихся в прошлом веке, в условиях командно-административной экономики. В свою очередь, современные задачи государственного управления, зачастую, не могут быть решены такими устаревшими методами.
— Наличие спорных вопросов распределения предметов ведения и полномочий между центральными органами управления и органами управления на местах, на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Такая ситуация имеет целый ряд негативных последствий, в конечном итоге, затрагивающих интересы граждан и общества в целом, поскольку у органов власти существует возможность ухода от ответственности за свои действия, путем переложения вины за недостатки своей деятельности на органы власти других уровней.
— Недостаточный уровень образования и квалификации государственных служащих. Такая ситуация имеет место, в первую очередь, из-за того, что большое в процентном соотношении количество государственных служащих не имеет качественного профессионального образования по профилю работы, хотя, очевидно, что степень важности, ответственности и иных предъявляемых к государственной службе требований, требуют высокого уровня профессионализма должностных лиц органов государственного управления.
— Коррупция, которая в наиболее общем виде определяется как злоупотребление государственной властью для целей получения личной выгоды. В нашей стране, в среде государственных чиновников и должностных лиц такое явление приобрело практически массовый характер. Безусловно, такая ситуация не является нормальной для общественного развития, в связи с чем на государственном уровне разрабатываются программы борьбы с коррупцией, в которых помимо ужесточения уже существующих мер ответственности за коррупционные преступления, предлагается ряд мер превентивного содержания, направленных на изменение отношения общественности к коррупции, путем формирования атмосферы неприятия коррупции во всех ее проявлениях и создания условий, препятствующих оной.
Однако, помимо проблем организационного характера, в государственном управлении существуют, частично упомянутые выше недостатки психологического характера, связанные с утратой доверия и взаимопонимания между гражданами и государственными структурами, недостаточной честностью и открытостью деятельности должностных лиц органов государственной власти и т.д.
Данные проблемы может решить реформирование государственного управления. Реформирование государственного управления в России – это целенаправленная деятельность органов публичного управления федерального и регионального уровней, институтов гражданского общества, населения, опосредующая разработку и реализацию административных реформ по модернизации и оптимизации механизма государственного управления для повышения эффективности обеспечения прав и свобод личности и прогрессивного социально-экономического развития регионов и страны в целом.
Также правительство будущего должно стать организационно эффективным, что требует уменьшения уровней иерархии между высшим руководством и линейным персоналом, искоренения бюрократизма, модернизации бизнес-процессов, применения бизнес-аналитики в целях обеспечения принятия решений на основе фактических данных. Должны быть изменены процессы принятия решений как по вертикали, так и по горизонтали, чтобы обеспечить новыми данными и аналитической информацией политиков и иных лиц, выстроено сотрудничество внутри ведомства, агентства и министерства и между ними [3].
Реформирование государственного управления должно быть ориентировано на социальные запросы. Иначе говоря, усилия системы органов государственного управления по собственной модернизации должны быть направлены на те сферы общественной жизни, которыми население недовольно в которых назревает конфликт. Утверждение в механизме государственного управления демократических принципов, повышения политической и правовой культуры населения позволяет проводить планомерную постепенную эффективную работу по модернизации и оптимизации государственного управления при активном участии населения. Отсюда, в качестве приоритетного принципа реформирования государственного управления в России на современном этапе следует выделить развитие личности: различные элементы системы государственного управления должны быть реформированы с точки зрения повышения их эффективности для наиболее полного обеспечения прав личности в конкретной сфере управления. Иными словами, реформирования должно быть откликом на социальный запрос.
Список литературы
- Галкин А.И. Перспективы развития административной реформы и дальнейшего совершенствования государственного управления в Российской Федерации // Альманах мировой науки. 2016. № 1-3 (4). С. 118–123
- Купряшин Г.Л. Административная реформа: модели и механизмы // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 58. С. 6–38.
- Смешко Олег Григорьевич Государственное управление: на пути построения эффективной системы // Известия СПбГЭУ. 2017. №5 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-na-puti-postroeniya-effektivnoy-sistemy (дата обращения: 17.06.2020).