УДК 34

ГАРАНТИИ, ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДОЛЖНОСТЬЮ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№25,

Юридические науки

Непомнящих Алексей Алексеевич


Ключевые слова: ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ; КОРРУПЦИЯ; СТАТУС; MAYOR; CORRUPTION; STATUS.


Аннотация: В статье рассмотрены законодательные ограничения и запреты в отношении лица, замещающего должность главы муниципального образования, а также закрепляемые гарантии, связанные с осуществлением деятельности главы муниципального образования.

Глава муниципального образования, являясь должностным лицом местного самоуправления, обязан соблюдать ряд ограничений, предусмотренных положениями федерального законодательства, законодательства субъекта Российской Федерации, а также устава муниципального образования. [4, с. 45]

Ограничения и запреты, распространяемые на главу муниципального образования, аналогичны ограничениям и запретам, устанавливаемым федеральным законодательством в отношении иных выборных должностных лиц органов местного самоуправления, постоянно действующих членов представительного органа местного самоуправления (ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Глава муниципального образования обязан соблюдать ограничения и запреты, установленные нормами антикоррупционного законодательства Российской Федерации (Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными федеральными законами). [1]

Кроме того, как представляется, специальными ограничениями, связанными со статусом главы муниципального образования выступают:
— запрет совмещения должности председателя представительного органа муниципального образования и главы местной администрации в качестве общего правила (п. 4 ч. 2 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);
— возможность установления нормами устава муниципального образования запрета занимать должность главы муниципального образования одним и тем же лицом более определенного количества сроков подряд (ч. 3.2. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)
— обязанность главы муниципального образования отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности (ч. 5 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Как было подчеркнуто Конституционным Судом Российской Федерации, обязанность главы муниципального образования предоставлять отчеты о своей деятельности представительному органу, населению муниципального образования, является обязанностью, позволяющей вести контроль в отношении данного органа, гарантируя эффективное управление делами муниципального образования в интересах государства и населения, является императивом демократического государства. [5]

Помимо ограничений и запретов, связанных с должностью главы муниципального образования, главе муниципального образования могут быть предоставлены определенные гарантии, связанные с его статусом, выполнением им определенных полномочий. Как правило, данные гарантии закрепляются за всеми выборными лицами местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации. Так, законодательство Республики Хакасия устанавливает право муниципалитетов установить следующие гарантии осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе главы муниципального образования:
— право на денежное довольствие, в том числе возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий;
— право на материально-техническое обеспечение деятельности;
— право на получение информации;
— иные гарантии, в том числе устанавливаемые после прекращения исполнения полномочий главы муниципального образования. [2]

Интересно, что предоставление гарантий статуса выборных должностных лиц местного самоуправления в конечном итоге остается на усмотрении органов муниципального образования, а не является их обязанностью. Установление законом субъекта обязанности предоставить соответствующие гарантии являлось предметом оспаривания в судебных органах, так как в принудительном порядке устанавливали дополнительные обязательства муниципальных образований, приводящие к расходованию средств муниципального бюджета, ввиду чего императивные формулировки законодательства Республики Хакасия были заменены на диспозитивные, предполагающие право муниципальных образований предусмотреть соответствующие гарантии. [6]

Исследователями отмечается, что не все муниципальные образования предусматривают в положениях своих уставов гарантии статуса главы муниципального образования, [3, с. 6] ввиду чего видится целесообразным внесение соответствующих дополнений в уставы муниципальных образований, распространение практики закрепления норм о предоставлении гарантий статуса главы муниципального образования.


Список литературы

  1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ: [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федер. 19 дек. 2008 г.: одобрен Сов. Федер. Федер. Собр. Рос. Федер. 22 дек. 2008 г.: в ред. Федер. закона от 24 апр. 2020 г. № 143-ФЗ] // Рос. газ. — 2008. — 30 дек.; 2020. — 29 апр.
  2. О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия: Закон Республики Хакасия № 40-ЗРХ: [Принят Верховным Советом Республики Хакасия 27 апр. 2011 г.]: в ред. Закона Республики Хакасия от 04 июля 2016 г. № 54-ЗРХ // Вестник Хакасии. — № 35. — 2011. — 13 мая; Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru. 2016. 06 июля.
  3. Мирошниченко А. Г. Содержание и правовое регулирование гарантий деятельности главы муниципального образования // Общество и право. — 2011. — №4 (36). — С. 1-5.
  4. Остапец О.Г. Юридический анализ особенностей правового статуса главы муниципального образования в контексте российского законодательства // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — № 3. — С. 41-49.
  5. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лебедева Бориса Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями части 11.1 статьи 35, части 5.1 статьи 36 и пункта 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 27 октября 2015 г. № 2437-О [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс». (дата обращения: 01.05.2020).
  6. Определение Верховного Суда РФ от 30 янв. 2013 г. № 55-АПГ12-7 [Электронный ресурс] // Документ опубликован не был. Доступ из справ-прав. системы «КонсультантПлюс». (дата обращения: 01.05.2020).