УДК 37

ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

№25,

Педагогические науки

Токбаева Виктория Валентиновна


Научный руководитель: Латипова Л. Н.


Ключевые слова: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ; НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ; РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ; ДЕТИ; FINGER GAMES; NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES; DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS; CHILDREN.


Аннотация: В ходе изучения поставленного вопроса было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование по развитию мелкой моторики у детей четвертого года жизни.

Современное общество можно характеризуется, как информационное, многие профессии заменяются роботизированными аналогами, зачастую это представители гуманитарных профессий. Именно поэтому основными приоритетными профессиями в Российской Федерации за последние 5 лет стали технические и инновационные профессии. В связи с этим была создана специальная социальная политика «Распоряжение от 5 марта 2015 года №366-р.». Несмотря на это, современный опыт показывает достаточно низкий уровень технического образования в РФ. Выводом к данному высказыванию является то, что необходимо формировать и развивать элементы технического мышления у обучающихся со школьной скамьи.

Согласно Ю. З. Гильбуху [1]:

Техническое мышление – это комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, которые обеспечивают решение задач профессионально-технической деятельности (конструкторских, технологических, возникающих при обслуживании и ремонте оборудования и т.д.).

Техническое мышление — понятие не новое, в разное время его аспектами занимались, такие ученые как:

1. П.А. Андрианов, И.И. Бака, Ф. Бугдаль, Э. Дрефенштедт, Д.И. Пеннер, В.Д. Путилин, В.А. Пятков, В.Г. Разумовский, В.И. Речицкий, В. Штейнхефел и др – данные ученые рассматривали в своих работах техническое мышление с точки зрения формирования творческой активности школьников, технического творчества во время обучения на уроках технологии.

2. П.Н. Андрианова, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, Ю.К. Васильева, В.М. Казакевича, В.А. Кальней, Е.А. Климова, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, С.Н. Чистяковой – внесли особый вклад в разработку методической литературы для занятий, практической реализации идей технологической подготовки школьников к труду и получению профессии, формированию научной составляющей технологической подготовки.

3. В.А. Горский, Б.М. Игошев, Й. Компас, Д.М. Комский, Ю.С. Столяров, И.А. Фесик, Р. Фос и др. — исследовали внеурочную, а так же внеклассную деятельность по техническому творчеству, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования.

Данные авторы сделали очень большой вклад в развитие технического мышления: создана специальная методическая литература, даны специальные рекомендации по использованию методов, форм и приёмов развития способностей обучаемых к техническому мышлению во время деятельности в техническом творчестве. Многие из них утверждают, что техническое мышление лучше всего развивать во время творческо-опытнической деятельности. В школе данная деятельность осуществляется в предметной области «Технология».

Основными способами развития технического мышления во время уроков технологии являются творческие задачи, которые требуют решения какой-либо задачи. В данной ситуации обучающийся анализирует проблему, изучает пути его решения, тем самым вникая в технологию исправления ситуации.

В творческой задаче желательно использовать межпредметную связь, формулируя задание, выполнимое на основе различных законов физики и техники, в которых нет каких-либо указаний на конкретные действия, аналогии, законы. Тем самым обучающиеся должны выдвигать различные виды решений, в данный момент можно использовать метод «мозговой штурм». Так же творческая задача подразумевает техническое противоречие, которое необходимо выявить и устранить. Только тогда решение задачи становится возможным. Задания такого типа называются конструкторскими.

Конструкторские задачи в зависимости от общей цели делятся на [2]:

1. Задачи на моделирование – создание объектов, схем по уже существующему рисунку, эскизу;
2. Задачи на доконструирование – доработка или поиск отсутствующего звена технического устройства;
3. Задачи на усовершенствование или переконструирование – внесение конструктивных изменений для улучшения отдельных показателей работы технического устройства;
4. Задачи на конструирование по техническому заданию или собственному замыслу.

Важно учитывать, что учебное конструирование достаточно важно использовать, так как оно имеет предпрофессиональную подготовку и положительно влияет на «мягкие» способности обучающихся.

Особенно интересны обучающимся задачи на переконструирование, так как оно наиболее творческое и сложное. Надо отметить, что специальных пособий по этому вопросу практически нет, поэтому задачи надо или придумывать самостоятельно, что не просто, или разыскивать материал в различных немногочисленных источниках.

Так же стоит отметить то, что данная работа достаточно сложна и подвластна только компетентному педагогу. Ведь он должен знать конструкцию конкретного изделия, и понимать, какие характеристики ему необходимы, а какие могут негативно сказаться на его основной функции. Так же ему следует изучать соответствующую литературу (учебники, технические справочники, ГОСТы, образцы выполненных изделий, дидактический материал: технологические, инструкционно-технологические карты, карточки-задания, карточки-информаторы, плакаты), чтобы посоветовать их обучающимся. При конструировании объектов учебно-производственного назначения учитель должен познакомить школьников с такими понятиями, как функциональность, технологичность, конструктивность, долговечность, экономичность, качество продукции и т.д. Следовательно, педагог не обладающий «техническим мышлением» не всегда будет эффективен в данной области.

Кроме конструкторских задач, состоящих из разработки конструкторско-технологической документации, выполнения моделей, технических объектов, школьники должны заниматься и решением технологических задач.

Технологические задачи — представляют собой несколько вариантов технологических последовательностей изготовления того или иного изделия при помощи различных инструментов, материалов, способов обработки и. т. д. Технологические задачи можно использовать во время конструирования или во время лабораторных работ.

Итак, техническое мышление достаточно объемное понятие, которое следует развивать. В школе лучше всего это делается на уроках технологии. Согласно нашему исследованию, эффективнее всего развивать техническое мышление при помощи творческих заданий, к которым относятся задачи на конструирование (задачи на моделирование, задачи на доконструирование, задачи на усовершенствование или переконструирование, задачи на конструирование по техническому заданию или собственному замыслу), а так же технологические задачи. Так же, педагогу для их применения следует изучит ряд специальной литературы, такой как: учебники, технические справочники, ГОСТы, образцы выполненных изделий, дидактический материал: технологические, инструкционно-технологические карты, карточки-задания, карточки-информаторы, плакаты.


Список литературы

  1. Гильбух Ю.З. Психология трудового воспитания школьников [Текст] : научное издание / Ю. З. Гильбух, Е. П. Верещак. — Киев : Радянська школа, 1987. – С.158
  2. Литова З.А. РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2020. — №1 (53). – С. 1-10
  3. Челнокова Е.А. РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ / Е. А. Челнокова, А. С. Челноков, Е. В. Новожилова // Скиф. — 2020. — №2 (42). – С. 221-226