УДК 159.9

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

№25,

Педагогические науки

Попова Ксения Федоровна


Ключевые слова: ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ; ИНКЛЮЗИЯ; ДЕТСКИЙ САД; РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА; ПОТРЕБНОСТИ; CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS; INCLUSION; KINDERGARTEN; DEVELOPING ENVIRONMENT, NEEDS.


Аннотация: Данная статья посвящена организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях создания развивающей среды.

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Дети с особыми образовательными потребностями могут и должны обучаться и развиваться в обычном детском саду, вместе со своими сверстниками. Для интегрированного обучения этих детей необходимо полное снятие дистанции между детьми, равноправное партнерство в различные деятельности. Очень важно когда детский сад рассматривается не только как институция для образование детей, а как жизненное пространство, в котором надо реализовывать естественный, стимулирующий переход «из зоны актуального в зону ближайшего развития» каждого ребенка. Здесь дети с особыми образовательными потребностями выполняют требования наравне со сверстниками в группе.

Особые образовательные потребности – это термин, не так давно появившийся в современном обществе. За рубежом он вошел в массовое употребление раньше. Появление и распространение понятия особых образовательных потребностей (ООП) говорит о том, что общество постепенно взрослеет и пытается всячески помочь детям, жизненные возможности которых ограничены, а также тем, которые по воле обстоятельств попали в трудную жизненную ситуацию.

Социум начинает помогать таким детям адаптироваться в жизни. Ребенок, имеющий особые образовательные потребности – это уже не тот, у которого наблюдаются аномалии и нарушения в развитии. Социум отходит от разделения детей на «нормальных» и «ненормальных», поскольку между этими понятиями существуют весьма призрачные границы. Даже при самых обычных способностях у ребенка может наблюдаться отставание в развитии, если ему не уделяется должное внимание со стороны родителей и общества.

Совместное воспитание и обучение необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Успех этого обучения требует междисциплинарный, т.е. педагогический и социально-психологический подход. Необходимым является применение различных терапевтических мер в повседневном быту ребенка, в деятельности, имеющей для него личностный смысл.

В педагогический процессе необходимо использовать различные методы терапии: предметную, речевую, музыкальную, арттерапию, лечебную гимнастику. Вместе с тем очень полезны упражнения для тренировки восприятия, ритмико — двигательной активности и др.

Для успешной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в среду своих сверстников в норме необходимо:
— создание поддерживающей среды для развития;
— соответствующее программно-методическое обеспечение;
— взаимодействие специалистов (педагоги, специальные педагоги, психологи, логопеды);
— взaимодействие специалистов с родителями детей с особыми образовательными потребностями;
— активное взаимодействие детей в группе с ребенком с особыми образовательными потребностями;
— психолого-педагогическое сопровождение.

Для удовлетворения специальных образовательных потребностей детей надо создать специальные программы. Для каждого ребенка составлять индивидуальную программу обучения и развития с учетом его индивидуальных особенностей — структуры нарушения, уровня психофизического развития, возраста.

Успех образовательной интеграции предполагает создание развивающей среды. Это очень важная задача детского сада.

Важным условием для удовлетворения специальных образовательной потребностей детей являются личностные качества и профессиональной компетентности педагогов.

Рaботaя с детьми с особыми образовательными пoтребностями, учитель дoлжен:
— Пoстоянно искать и применять новые методы и средства работы с этими детьми;
— Быть в состоянии понять ребенка и уметь зaнять свoю пoзицию по oтнoшению к нему;
— Повышать профессиональную компетенцию для успешной работы с детьми с oграниченными вoзможностями;
— Быть спoсобным к внутреннему диалoгу (любить себя и перенoсить любoвь к себе на любoвь и к детям с осoбыми обрaзoвательными пoтребностями);
— Быть спoсобным видеть и слышaть себя со стoрoны;
— Уметь ясно излaгaть свoи мысли;
— Уметь видеть и чувствoвaть свoегo собеседника (своего воспитанника);
— Уметь применять разумные, адекватные требования;
— Уметь импрoвизирoвaть на хoду;
— Уметь пoвтoрять глaвные мысли;
— Уметь вырaзительнo гoвoрить.

Наблюдения за поведением педагогов в детском саду показали уменьшение случаев нежелательного поведения (негативное отношение и воздействие на детей, чрезмерная забота и т.д.) и явное расширение требуемого поведения — побуждение детей к совместной или самостоятельной деятельности, к структурированию ситуации силами самих детей и т.д.

Для каждого ребенка с ООП характерны свои особенности. По этому признаку детей можно разделить на такие группы:
— для которых характерны нарушения слуха (полное или частичное отсутствие слуха);
— с проблемным зрением (полное или частичное отсутствие зрения);
— с интеллектуальными аномалиями (те, у которых имеет место задержка психического развития);
— у которых нарушена речь;
— имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
— со сложной структурой нарушений (слепоглухонемые и т. п.);
— аутисты;
— дети, имеющие эмоционально-волевые нарушения.

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями, помимо решения общих проблем, должна также включать в себя и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. К специфическим недостаткам относятся те, которые обусловлены поражением нервной системы.

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями обладают общими характерными недостатками. К ним можно отнести:
— Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор;
— Проблемы с общей и мелкой моторикой;
— Заторможенность в развитии речи;
— Трудность в произвольной регулировке поведения;
— Некоммуникабельность;
— Проблемы с познавательной деятельностью;
— Пессимизм;
— Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение;
— Низкая или слишком высокая самооценка;
— Неуверенность в своих силах;
— Полная или частичная зависимость от окружающих.

По факту особыми образовательными потребностями называются потребности, которые отличаются от тех, что предлагаются всем детям в рамках общеобразовательных школ. Чем шире возможности их удовлетворения, тем выше шанс ребенка получить максимальный уровень развития и необходимую ему поддержку на сложном этапе взросления.

Для развития инклюзивного подхода в образовании необходимо обучение практикующих специалистов общепедагогическим технологиям индивидуализации обучения, моделям развивающего урока, технологиям поддержки и детского сотрудничества, вовлечения родителей в педагогический процесс. По сути дела речь идёт о развитии профессиональной гибкости, способности следовать за ребенком, а с другой стороны – видеть потенциал ребёнка, выставлять адекватные требования к его достижениям. Профессиональное сообщество готово к решению этих задач, понимая, что оно работает на будущее нашего образования и каждого отдельного человека, которое его сегодня получает.

Чрезвычайно вaжно строить педагогический прогноз на основе педагогического оптимизма. В каждом ребенке нужно искать и найти сохраненные психомоторные функции, его возможности, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться в педагогической работе.


Список литературы

  1. Акош, К., Акош, М. Помощь детям с церебральным параличом – кондуктивная педагогика: Кн. для Родителей [текст] / К. Акош, М. Акош /– М.: Улисс, 1994. – 196 с.
  2. Вернер, Д. Что такое детский церебральный паралич. – М.: Дидактика Плюс, 2003. – 519 с.
  3. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
  4. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе: методическое пособие; под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2009. – 172 с.
  5. Шипицина, Л. М., Мамайчук, И. И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
  6. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26396488&