УДК 373.24

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ЖИЗНИ: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

№25,

Педагогические науки

Хабирова Гульфия Зявдатовна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф., кандидат педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ; НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ; РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ; ДЕТИ; FINGER GAMES; NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES; DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS; CHILDREN.


Аннотация: В ходе изучения поставленного вопроса было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование по развитию мелкой моторики у детей четвертого года жизни.

Исследование проходило в три этапа:
1. Констатирующий эксперимент – диагностика уровня развития мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни в начале эксперимента.
2. Формирующий эксперимент – организация и проведение экспериментальной работы по развитию мелкой моторики у детей четвертого года жизни посредством пальчиковых игр и нетрадиционных техник рисования.
3. Контрольный эксперимент – выявление эффективности экспериментальной работы по развитию мелкой моторики у детей четвертого года жизни посредством пальчиковых игр и нетрадиционных техник рисования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: беседа, моторные пробы, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ данных.

Методики исследования:
1. Методика «Перебор пальцев» Е.И. Рогова.
Цель методики: определить уровень синхронизации движений мелких мышц обеих рук.

2. Методика «Обследование мелкой моторики у детей 2-4 лет» О.И. Крупенчук.
Цель методики: определить уровень развития кинестической основы движений мелкой моторики рук – умения менять движения кистей и пальцев рук по образцу. Методика дает возможность оценить гибкость мелкой моторики.

3. Методика «Езда по дорожке» А.Е. Белой.
Цель методики: определить уровень распределения мышечной активности и точности движений кисти и пальцев при работе с карандашом на листе бумаги. Методика дает возможность оценить автоматизированность мелкой моторики.

Были выделены критерии и показатели, по которым происходила оценка развития мелкой моторики у детей 3-4 лет. В нашей работе были использованы критерии, показатели и уровни, предложенные И.Е. Светловой.

База исследования. Исследование проходило на базе МБДОУ «ЦРР-детский сад № 8 «Солнышко» г. Ханты-Мансийск. В исследовании принимали участие дети четвертого года жизни в количестве 50 человек. Вся выборка была разделена на две подгруппы по 25 человек в каждой группе: экспериментальная группа – принявшая участие в экспериментальной работе по развитию мелкой моторики; контрольная группа – не участвующая в экспериментальной программе.

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, цель которого диагностика уровня развития мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни в начале эксперимента.

Задачи констатирующего эксперимента:
1. Установить и охарактеризовать критерии и уровни для оценки развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни.
2. Подобрать методики диагностики уровня развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни.
3. Организовать и провести исследование с помощью подобранных методик.
4. Проанализировать и обобщить результаты проведенного констатирующего исследования.

1. Констатирующий эксперимент показал, что у детей экспериментальной группы выявлен низкий уровень развития мелкой моторики. В контрольной группе выявлен низкий и средний уровень развития мелкой моторики. У многих детей не развиты гибкость, координированность, синхронность движений пальцев, их движения недостаточно автоматизированы. Результаты констатирующего эксперимента приводят к надобности организации и проведения педагогической работы по развитию мелкой моторики детей четвертого года жизни.

2. Результаты констатирующего эксперимента привели к надобности организации и проведения педагогической работы по развитию мелкой моторики у детей четвертого года жизни.
Поэтому был организован и проведен формирующий эксперимент, цель которого организация и проведение педагогической работы по развитию мелкой моторики у детей четвертого года жизни.
В качестве средств развития были выбраны пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования.

3. В конце экспериментальной работы в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни. У детей улучшилась координация и автоматизация движений, активировалось умение управлять своими пальцами рук и кистей, гибкость пальцев и кистей увеличилась.

В данной работе было проведено теоретическое опытно-экспериментальное исследование по проблеме развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни.

Анализ литературных источников показал, что значение развития мелкой моторики очень велико. Развитие мелкой моторики развивает познавательную деятельность, развивает речь, мышление.

М.М. Кольцова, исследовавшая двигательную активность и развитие мозга, пришла к выводу, что речевая функция мозга интенсивнее развивается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Дети с высоким уровнем развития мелкой моторики обычно умственно развиты, умеют логически мыслить, рассуждать, имеют высокую память, высокий уровень связной речи.

В четыре года ребенок может активно использовать свои пальцы и кисти рук в двигательных актах. Если нет нарушений в психическом развитии, ребенок с помощью рук и пальцев может совершать хватательные и манипулятивные движения с предметами. Ребенок может самостоятельно держать ложку, вилку, рисовать, раздеваться и одеваться. Развитая моторика пальцев оказывает положительное влияние на зрительно-двигательную координацию, речевое, познавательное и интеллектуальное развитие. Низкий уровень развития моторики пальцев может служить основанием речевых нарушений и различных заболеваний. Наиболее эффективными приемами в развитии мелкой моторики рук и пальцев у детей 3-4 года жизни являются: пальчиковая гимнастика, массаж ладоней и пальцев, рисование, лепка, аппликация, конструирование, нетрадиционные техники рисования пальчиками, ладошками, ватными палочками.

Существует множество различных приемов и средств по развитию мелкой моторики рук. Среди них можно выделить пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования. Пальчиковые игры обладают мощным развивающим потенциалом в развитии мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте. Они способствуют развитию точности, ловкости пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры вырабатывают зрительно-моторную координацию, учат управлять своими руками. И самое главное они способствуют развитию речи. Кроме того, пальчиковые игры являются одним из этапов занятий рисования нетрадиционными техниками. Процесс нетрадиционного рисования связан с пальчиковой гимнастикой. На занятиях по рисованию одни из этапов является проведение пальчиковой гимнастики, массажа пальцев, которые побуждают пальцы рисовать. Необходимо создать условия для рисования, лепки, аппликации, конструирования. Эффективные нетрадиционные техники рисования пальчиками, ладошками, ватными палочками.

Опытно-экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Констатирующий эксперимент показал, что у детей экспериментальной группы выявлен низкий уровень развития мелкой моторики. В контрольной группе выявлен низкий и средний уровень развития мелкой моторики. У многих детей не развиты гибкость, координированность, синхронность движений пальцев, их движения недостаточно автоматизированы. Результаты констатирующего эксперимента приводят к надобности организации и проведения педагогической работы по развитию мелкой моторики детей четвертого года жизни.

2. Результаты констатирующего эксперимента привели к надобности организации и проведения педагогической работы по развитию мелкой моторики у детей четвертого года жизни. Поэтому был организован и проведен формирующий эксперимент, цель которого организация и проведение педагогической работы по развитию мелкой моторики у детей четвертого года жизни.
В качестве средств развития были выбраны пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования.

3. В конце экспериментальной работы в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни. У детей улучшилась координация и автоматизация движений, активировалось умение управлять своими пальцами рук и кистей, гибкость пальцев и кистей увеличилась.

Таким образом, экспериментальное исследование подтверждает правильность выдвинутой гипотезы и дает основание считать цель исследования достигнутой, а его задачи – реализованными.