УДК 373.24

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ЖИЗНИ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

№25,

Педагогические науки

Хабирова Гульфия Зявдатовна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф., кандидат педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ; НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ; РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ; ДЕТИ; FINGER GAMES; NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES; DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS; CHILDREN.


Аннотация: Мелкая моторика играет важную роль в жизни и развитии ребенка, а степень развития мелкой моторики определяет его интеллектуальное и речевое развитие, вместе с тем она обуславливает развитие внимания, координацию в пространстве, воображения. «Рука развивает мозг» – это утверждение доказано многократно. В.А. Сухомлинский утверждал, что «от пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Четвертый год жизни – это период формирования мелкой моторики рук. Если у ребенка плохо развита моторика рук пальцев, можно наблюдать его плохую манипуляцию с ложкой, карандашом, он не умеет застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, работа с пазлами или мозаикой вызывает трудности. Дети с плохо развитой мелкой моторикой отказываются от занятий лепкой или аппликацией. Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев рук необходимо с самого раннего детства. Эта задача является одной из приоритетных в дошкольном образовательном учреждении.

Эффективным средством развития мелкой моторики в дошкольном детстве являются упражнения, направленные на выполнение тех или иных движений в определенной последовательности, а также игры с мелкими предметами. К таковым можно отнести пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования. Пальчиковые игры – это педагогическое средство, обладающее развивающим эффектом, сущность которого состоит в том, что действия пальчиковых игр стимулируют нервные окончания пальцев, которые в свою очередь воздействуют на его мозг. Пальчиковые игры обладают мощным развивающим потенциалом в развитии мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте. Они способствуют развитию точности, ловкости пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры вырабатывают зрительно-моторную координацию, учат управлять своими руками. Нетрадиционные техники рисования развивают двигательную координацию пальцев рук и кисти. Ценность рисования состоит в том, что оно способствует согласованию движений рук и глаз, совершенствованию координации движения, гибкости и точности в выполнении действий пальцами рук.

Проблема развития мелкой моторики была актуальной во все времена. Этой теме уделяли внимание многие исследователи, такие как Л. А. Венгер и Н.Б. Венгер, М.М. Кольцова, Э.Г. Пилюгина. О взаимосвязи мелкой моторики с речевой говорили Т.А. Власова, А.Р. Лурия, И.П. Павлов, М.С. Певзнер и другие. Взаимосвязь мышления и мелкой моторики изучали Л.В. Антакова-Фомина, С.Е. Гаврилина, М.М. Кольцова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко.

Таким образом, развитие мелкой моторики в детском возрасте играет важную роль в становлении личности ребенка, всех психических процессов и речи. Поэтому актуальным становится поиск эффективных путей развития мелкой моторики в дошкольном возрасте, среди которых нужно выделить пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования.

Объект исследования – процесс развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни.

Предмет исследования – пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования в развитии мелкой моторики у детей четвертого года жизни.

Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально подтвердить эффективность пальчиковых игр и нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики у детей четвертого года жизни.

Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Оценить уровень развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни.
3. Разработать и апробировать экспериментальную программу по развитию мелкой моторики у детей четвертого года жизни посредством пальчиковых игр и нетрадиционных техник рисования.
4. Проанализировать эффективность проведенной экспериментальной программы по развитию мелкой моторики у детей четвертого года жизни посредством пальчиковых игр и нетрадиционных техник рисования.

Гипотеза исследования – предполагается, что развитие мелкой моторики у детей четвертого года жизни будет проходить успешно, если будут учитываться следующие дидактические условия:
— будут учтены индивидуальные и возрастные особенности детей четвертого года жизни;
— будут учтены особенности психологического развития дошкольников: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи;
— в педагогической работе будут использованы пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования.

Методологическую основу исследования составили труды, отражающие проблемы развития мелкой моторики (Л.А. Венгер и Н.Б. Венгер, М.М. Кольцова, Э.Г. Пилюгина). Концептуальные основы связи речи и мелкой моторики (Т.А. Власова, А.Р. Лурия, И.П. Павлов, М.С. Певзнер). Исследования взаимосвязь мышления и мелкой моторики (Л.В. Антакова-Фомина, С.Е. Гаврилина, М.М. Кольцова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко).

Методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ, обобщение, синтез литературы по проблеме исследования).
2. Практические методы (педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), беседа, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных).

Новизна исследования состоит в том, что в учебно-воспитательный процесс дошкольников включены пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования, которые позволяют эффективным образом развивать мелкую моторику.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализированы, систематизированы и обобщены теоретические знания по проблеме развития мелкой моторики, определено ее значение в развитии ребенка. Проанализированы научные знания и практика использования пальчиковых игр и нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками с целью развития у них мелкой моторики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы работниками дошкольных учреждений, психологами, педагогами, а также родителями в работе с детьми по развитию у них мелкой моторики.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, значение развития мелкой моторики очень велико. Развитие мелкой моторики развивает познавательную деятельность, развивает речь, мышление.

М.М. Кольцова, исследовавшая двигательную активность и развитие мозга, пришла к выводу, что речевая функция мозга интенсивнее развивается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Дети с высоким уровнем развития мелкой моторики обычно умственно развиты, умеют логически мыслить, рассуждать, имеют высокую память, высокий уровень связной речи.

В четыре года ребенок может активно использовать свои пальцы и кисти рук в двигательных актах. Если нет нарушений в психическом развитии, ребенок с помощью рук и пальцев может совершать хватательные и манипулятивные движения с предметами. Ребенок может самостоятельно держать ложку, вилку, рисовать, раздеваться и одеваться. Развитая моторика пальцев оказывает положительное влияние на зрительно-двигательную координацию, речевое, познавательное и интеллектуальное развитие. Низкий уровень развития моторики пальцев может служить основанием речевых нарушений и различных заболеваний. Наиболее эффективными приемами в развитии мелкой моторики рук и пальцев у детей 3-4 года жизни являются: пальчиковая гимнастика, массаж ладоней и пальцев, рисование, лепка, аппликация, конструирование, нетрадиционные техники рисования пальчиками, ладошками, ватными палочками.

Существует множество различных приемов и средств по развитию мелкой моторики рук. Среди них можно выделить пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования. Пальчиковые игры обладают мощным развивающим потенциалом в развитии мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте. Они способствуют развитию точности, ловкости пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры вырабатывают зрительно-моторную координацию, учат управлять своими руками. И самое главное они способствуют развитию речи. Кроме того, пальчиковые игры являются одним из этапов занятий рисования нетрадиционными техниками. Процесс нетрадиционного рисования связан с пальчиковой гимнастикой. На занятиях по рисованию одни из этапов является проведение пальчиковой гимнастики, массажа пальцев, которые побуждают пальцы рисовать. Необходимо создать условия для рисования, лепки, аппликации, конструирования. Эффективные нетрадиционные техники рисования пальчиками, ладошками, ватными палочками.