УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№25,

Педагогические науки

Дергачева Кристина Владимировна


Научный руководитель: Косова В.В., доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования.


Ключевые слова: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА; КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; EXTRACURRICULAR ACTIVITIES; TEAM BUILDING; COMMUNICATION GAMES; PRIMARY SCHOOL CHILDREN.


Аннотация: В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследония по формированию коллектива младших школьников; приводятся примеры организации внеурочной деятельности с использованием коммуникативных игр при условии формирования коллектива.

Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В ученическом коллективе, при его многогранной взаимосвязи с общим развитием личности, обеспечивается совместная деятельность, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог, взаимодействуя с семьей, в процессе целенаправленного педагогического воздействия вырабатывает те навыки и привычки поведения ребенка, те начальные личностные характеристики, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, тем самым создает предпосылки для развития коллективизма как качества личности. Необходимость формирования коллектива начальной школы во внеурочной деятельности отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования ( ФГОС НОО). Проблема формирования коллектива младших школьников остается актуальной и в наше время. Коллектив младших школьников формируется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, в силу своей разносторонности и разнонаправленности в использовании форм и методов воспитательной работы, является целесообразным для решения задачи формирования коллектива младших школьников, так как во внеурочной деятельности дети проявляют себя больше. Внеурочная деятельность является одной из составной части учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации досуга для школьников.

Современная школа, которая в изменяющихся условиях также изменяется, уходит от единообразия, дает учителю и ученику свободу и возможность выбора направлений и форм учебной и внеурочной работы. На данный аспект обращает внимание Косова В.В. [2].

Всестороннее развитие младшего школьника – игра, как ведущая деятельность. Позиция игры определяется не количеством времени, которое младший школьник ей посвящает, а тем, что она умиротворяет его основную необходимость: к самостоятельности, активному участию в жизни старших, в общении. Являясь ведущей деятельностью, коммуникативная игра будет в большей степени способствовать формированию новообразований ребенка, его психических процессов. В игре развивается восприятие, память, воображение, образное мышление. Закладывающаяся у младшего школьника способность оперировать образами действительности в уме, создает основу для перехода к сложным формам мышления, творчества. Коммуникативная игра младшего школьника выступает как средство познания мира и формирование коллектива: через коммуникативную игру ребенок познает цвет, форму, свойства окружающих предметов, учится сотрудничать с другими детьми, то есть в ней закладываются целесообразные предпосылки для здорового развития коллективизма.

Н. К. Крупская говорила: «игра-это потребность организма растущего ребенка. В игре развивается физическая сила ребенка, сильнее становится рука, гибче тело или развивается глаз, интеллект, смекалка и инициатива. Вообще, игре в начальной школе нужно уделять больше внимания, чем это часто бывает. Мы не должны забывать, что спектакль для студентов — это настоящая учеба » [3].

В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет изучение особенностей и возможностей организации внеурочной деятельности с использованием коммуникативных игр. Очевидно, что ценностно-смысловая основа использования коммуникативных игр, как действенного способа формирования коллектива младших школьников, заключается в правильной организации и создании комфортных условий для школьников во время внеурочной деятельности, обучающихся. С целью выявления эффективности использования коммуникативных игр во внеурочной деятельности при условии формирования коллектива младших школьников, опытно-экспериментальная работа была организована в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный) на базе МБДОУ «Знаменская СОШ», с. Знаменка , Боградского района, республики Хакасия. В эксперименте принимали участие 24 обучающихся третьего класса, занимающиеся по образовательной программе «Школа России». Целевые установки каждого из этапов формулировались в процессе организации опытно-экспериментальной работы соответственно положениям исследовательской гипотезы и задачам комплексного теоретико-практического исследования.

Реализация целей констатирующего и контрольного срезов (выявление уровня сформированности коллектива младших школьников до и после формирующего воздействия) осуществлялась на основе комплекса взаимодополняющих друг друга диагностических методик на выявления сотрудничества и формирования коллектива (Г.В. Бурменской, Е.И. Рогова и Д. Б. Эльконина), подобранных в соотношении критериев и показателей, определяющих содержание изучаемой психолого-педагогической категории. При обработке результатов оценивалась честность, возможность обосновать свое предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь в процессе выполнения задания.

По результатам проведения диагностик больше всего было выявлено детей с низким уровнем общительности в коллективе, четвертая часть обладают средним уровнем, и часть третьеклассников продемонстрировали высокий уровень развития общительности в коллективе. Анализ результатов эмпирического исследования позволил выделить определенные проблемы, связанные с неэффективными способами проведения внеурочной деятельности на формирование коллектива младших школьников. Иными словами, вполне очевидно, что требуется целенаправленная систематическая работа по дальнейшему развитию коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирующий эксперимент проводился в течение нескольких недель во время внеурочной деятельности с использованием коммуникативных игр с обучающимися 3 класса.

При определении содержания формирующего этапа исходили из требований ФГОС НОО, а также из основных положений гипотезы исследования, направленной на проведении коммуникативных игр во внеурочной деятельности с одним главным условием, формированием коллектива. При этом, главным было не просто проведение игр, а сам процесс становления коллектива. Не просто обязательное выполнение детьми всех заданий и освоение разнообразных материалов, а погружение в атмосферу сплоченности, эмоциональное отношение к совместной деятельности, стимулирование школьников на оказание взаимопомощи.

Программа по проведению коммуникативных игр во внеурочной деятельности осталась в образовательном учреждении. В процессе подготовки и реализации программы использовали теоретические и практические материалы, рассмотрены теоретические положения А.С.Макаренко Н.К.Крупской, И.П. Иванова о воспитательной силе детского коллектива. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности положения В.А.Караковского, Н.Е.Щурковой об организации внеурочной деятельности младших школьников и др. В содержании по использованию организации игровой деятельности были рассмотрены подходы И.И. Фришмана. Цель проведения коммуникативных игр, подтолкнуть каждого обучающегося к объединению в коллективе, избавить от чувства страха, раскрепостить и побудить к продуктивному общению.

Решая проблему воспитания в коллективе, учитель должен отталкиваться от нескольких принципов:
— творческая реализация каждого ученика как условие развития коллективного сотворчества в отдельности;
— учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимоотношении;
— управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
-комфортность пребывания подрастающего поколения в коллективе ровесников.

Реализация данных принципов происходит учителем, который обладает набором комплексом личностных и профессиональных качеств. Первоначально это своего рода педагог-режиссёр. Подобно театральному режиссеру, создающему структуру и концепцию спектакля, педагог-режиссер проектирует прогресс коллектива младших школьников как творческого «созвучия», в котором происходит индивидуальное самоутверждение каждого ребенка в совместных и увлекательных делах.

Мастерство и профессионализм такого педагога включает умение осуществлять коллективное взаимодействие, определить его содержание, спроектировать личностный вклад каждого из ученика, исходя из индивидуальных возможностей каждого, в достижении коллективного результата, оказать помощь в регулировании взаимоотношений детей, а также анализировать и вносить правки в происходящее.

Комплекс занятий рассчитан на шесть недель, частота встреч – два раза в неделю по 40 минут.

В содержании игр использовалось разнообразие. Каждая игра была направленна, на развитие конкретной целя для формирования коллектива. Структура каждого занятия определялась соблюдением алгоритма организации внеурочной деятельности, самоинструкции, социоконструкции, социализации, рефлексии.

Несмотря на то, что в рамках одной исследовательской статьи невозможно рассмотреть все стороны такой многогранной проблемы, как формирование коллектива младших школьников в условиях проведения коммуникативных игр во внеурочной деятельности. Анализ результатов исследования на контрольном этапе позволяет утверждать, что использование коммуникативных игр во внеурочной деятельности благоприятно повлияли на формирование и развитие коллектива младших школьников. Дети стали более открытыми друг к другу, не боясь внести свою мысль в коллективную работу, научились помогать друг другу и сопереживать чужие неудачи. Перспективы таких занятий в плане реализации в школе будут эффективными для формирования дружного коллектива младших школьников креативности в разных учебных дисциплинах.


Список литературы

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. / Аникеева Н.П. – М.: Просвещение, 2000. – 97 с.
  2. Косова В.В. Основные условия и признаки создания новых педагогических форм внеурочной практики школы / Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2017. – № 2. – С. 18 – 22.
  3. Крупская Н.К. обучение и воспитание в школе/ Н.К. Крупская. — М: Академия педагогических наук РСФСР, 1959.
  4. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. М.: Просвещение, 2002. C. 78-81
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 53 с.
  6. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина – М.: Просвещение, 1991. — 383 с.