УДК 342

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ СТАТЬИ 67.1 ИЗ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№25,

Юридические науки

Игумнова Елизавета Владимировна


Научный руководитель: Ефремова Н.М.


Ключевые слова: МНОГОВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ; ЗАЩИТНИКИ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА; ПРАВА И СВОБОДЫ ДЕТЕЙ; ПРАВОПРЕЕМСТВО; CENTURIES-OLD HISTORY; DEFENDERS OF THE INTERESTS OF THE RUSSIAN STATE; CHILDREN’S RIGHTS AND FREEDOMS; SUCCESSION.


Аннотация: В статье раскрываются проблемные моменты содержания ст. 67.1 из поправок в Конституцию Российской Федерации и предлагаются варианты их разрешения законодательным путём. Предлагаемые автором уточнения и изменения содержания ст. 67.1 проектного варианта Конституции РФ позволят существенно стройность и цельность его восприятия.

День 22 апреля 2020 года должен был стать знаменательным для истории Российской Федерации, так как именно на него было назначено всенародное голосование по предложенным президентом и составленными рабочей группой поправкам в Конституцию Российской Федерации[1]. Но в связи с коренными изменениями жизни страны и всего мира, привнесенными эпидемией коронавируса, это мероприятие пришлось перенести на иной [2].

Вообще следует сказать, что события с внесением данных поправок и их обсуждением развивались так стремительно, что многие граждане нашей страны не успевали следить за всеми новостями и хотя бы постараться понять, что вообще происходит.

15 января 2020 года на ежегодном послании президента РФ Федеральному собранию В. В. Путин объявил о необходимости внесения поправок в действующую Конституцию РФ. В этот же день была образована рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации в составе 75 человек. 11 марта 2020 года Совет Федерации на пленарном заседании в первом чтении принял закон «О внесении поправок к Конституции Российской Федерации». 14 марта 2020 года, в субботу, президент Путин подписал Закон о поправках в конституцию. С его подписью вступил в силу порядок принятия поправок, согласно которому поправки вступят в силу после всенародного голосования [3].

В тот же день, 14 марта 2020 года, Конституционный суд приступил к проверке закона на соответствие конституции. В таком экстренном режиме Конституционный суд ранее собирался лишь однажды — для рассмотрения запроса президента Путина об одобрении договора о присоединении Крыма к России. 16 марта 2020 года Конституционный суд подтвердил соответствие поправок конституции. Согласитесь, слишком быстро развивались все события!

Несмотря на то, что народ и страна несут большие потери из-за эпидемии (экономические, социальные, да и, в принципе, духовные), перенесение голосование на этом фоне является положительным событием, так как у многих появилось время просто разобраться в поправках, за которые ему советуют проголосовать, а властям – узнать мнение народа (например при помощи социальных сетей) и еще больше и лучше проработать текст предлагаемых ими поправок.

В связи с этим необходимо поразмыслить прежде всего над совершенно новой статьей 67.1, о которой можно найти достаточно много интересных мнений и высказываний как «за» ее принятие, так и «против».

Для начала следует познакомиться с текстом статьи 67.1.

«1. Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.

2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.

3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

4. Дети являются важнейшим достоянием Российской Федерации. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения»[4].

Таким образом, статья состоит из 4 пунктов. Сразу же бросается при чтении текста, что пункты, внесённые в главу 3 действующей Конституции РФ «Федеративное устройство», никак не связаны между собою и определяющим главу наименованием. Отсюда отсутствует общая смысловая нагрузка на всю статью. Если кто-нибудь спросит: «О чем статья 67.1 «новой» Конституции РФ?», то из-за многозначности содержания будет очень сложно сразу дать определенный ответ. Как его вычислить?

В начальном пункте раскрываются основания правопреемства РФ от СССР. По содержанию тематики скорее всего ее нужно отнести больше не к правовой, а к экономической части документа, потому что весь её смысл заключается в том, что РФ является правопродолжателем обязательств и активов СССР. Следующие пункты 2 и 3 включает в себя множество утверждений: сохранение памяти предков, их идеалов веры в Бога, развитие и единство Российского государства и недопущении умаления (а если быть точнее, то искажения) истории России. Полагаю, что более логичным будет включение их содержания в полном объёме в содержание ст. 13 действующей Конституции РФ, раскрывающую идеологические конституционные основы. Но в то же время необходимо более детально проработать их лексическое содержание. В частности, в пункте 2 говорится о тысячелетней истории России. Эта формулировка смутила многих, так как история нашего государства длится точно больше 1000 лет. Отсюда надо воспринимать данную формулировку как образное выражение большого промежутка времени. Более определенно будет, если заменить слово «тысячелетняя» на «многовековая».

В этом же пункте смущает фраза «сохранение памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога». В какого Бога нашего многоконфессионального государства? Кто передал? Наши ближайшие предки, родились и воспитались в государстве, которое официально было атеистическим! А самые далекие предки были язычниками и верили в множество разных богов! Полагаю, что вообще упоминание Бога (тем более с большой буквы) является недопустимым, так как действующая Конституция РФ признает свободу вероисповедания и атеистических убеждений.

Пункт 3 имеет вообще очень поверхностный смысл и не решает глубокой исторической проблемы. То, что необходимо сохранить подвиг народа в Великой Отечественной войне (в статье этого не написано, но определенно понятно, что говориться о Великой Отечественной войне, потому что именно в этом направлении сейчас есть определенные проблемы). Но эта единичная задача в решении глобальной проблемы фальсификации истории в целом! Всей истории! Из этой статьи вытекает, что мы должны защитить историческую правду только о тех, кто в бою защищал отечество. А как же сохранение памяти о Шувалове и Менделееве, о Ломоносове и Дашковой, о Сперанском и Киселеве, о Столыпине и Гагарине и о многих-многих других деятелях политики, искусства, экономики, науки, спорта и т.д. Разве о них не надо сохранять историческую правду?! Разве можно допустить фальсификации исторических фактов, которые не связаны с военными действиями России?! Полагаю, что выражение «защитники Отечества» следует заменить другим: «защитников интересов Российского государства во всех направлениях его деятельности».

Содержание пункта 4 проекта касается интересов детей. Его положения о том, что дети являются важнейшим достоянием Российской Федерации и о необходимости создания государством условий, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, являются правомерными. Как и то, что государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения». Но, полагаю, что будет более оправданным внести данные положения в продолжение ч. 2 ст. 17 действующей Конституции РФ, регламентирующей основные права и свободы человека и гражданина, являющиеся неотчуждаемыми и принадлежащими ему от рождения.

Полагаю, что предлагаемые улучшить юридическую значимость принимаемого документа, а также изменения содержания ст. 67.1 проектного варианта Конституции РФ позволят существенно стройность и цельность его восприятия.


Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 17.03.2020 № 188 (ред. от 25.03.2020) «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации»// СЗ РФ. 23.03.20. № 12. Ст. 1743.
  2. Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 205 «О переносе даты общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» Официальный интернет-портал правовой информации Государственной системы правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003250022
  3. Поправки к Конституции России (2020). URL: Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Поправки_к_Конституции_России_(2020)
  4. Полный текст поправок в Конституцию: за что мы голосуем? / Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации. Режим доступа: Новостной портал ГД РФ: http://duma.gov.ru/news/48045/
  5. Конституция Российской Федерации (ред. от 21.07.2014). Режим доступа: URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm