УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№25,

Педагогические науки

Сидорова Анна Анатольевна


Научный руководитель: Мерзон Е.Е., к.п.н., доцент.


Ключевые слова: СВЯЗНАЯ РЕЧЬ; НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; CONNECTED SPEECH; VISUAL MODELING; PRESCHOOL AGE.


Аннотация: Речь является главным инструментом межличностного взаимодействия людей, Основным средством через которое человек может получать безграничное количество информации и опыт от других людей. Человеческая речь наполнена конкретным смыслом, эмоциями, чувствами, образами, которые характеризуют личность индивида.

Основной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Это объясняется тем, что речь играет важную роль в жизни человека и является главным орудием человеческого общения. Кроме того речь является главным фактором личностного развития ребенка. Связная речь – это высшая форма речемыслительной деятельности, и, по мнению многих исследователей, она является показателем интеллектуального и речевого развития ребенка.

Способность правильно и грамотно говорить – необходимый компонент гармоничного развития личности ребенка, а развитая связная речь – гарантия успешного обучения в школе. Проблема развития связной речи у дошкольников – актуальная проблема для педагога, так как несформированность связной речи затрудняет коммуникативный процесс, и вызывает сложности в установлении взаимоотношений с окружающими людьми. Низкий уровень развития связной речи у дошкольников приводит к отрицательным последствиям и деформации межличностных отношений. Это препятствует полноценному развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, их социальной адаптации. Поэтому так важно акцентировать внимание именно на развитии связной речи.

На сегодняшний день существует разнообразное множество приемов и методов для развития связной речи в дошкольном возрасте, среди которых можно отметить наглядное моделирование, как эффективное средство развития связной речи в дошкольном возрасте. Наглядное моделирование представляет собой деятельность, основанная на знаково-символической основе, дающая возможность воспроизводить существенные абстрактные свойства изучаемого объекта, что обеспечивает ребенку визуально представить эти абстрактные понятия (звук, буква, слово, предложение). Так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, то наглядный материал в виде модели будет усваиваться лучше вербального.

По мнению исследователей связная речь представляет собой «наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи -коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе».

Одним из основных средств человеческого общения выступает диалог, как одна из самых ранних форм речевой коммуникации. Важность сформированности связной диалогической речи у дошкольников, так как общение со сверстниками и установление взаимоотношений с другими людьми являются одним из важных условий психического развития личности ребенка. Диалогическая речь является одним из основных способов активизации познавательно-мыслительных процессов.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.

Исследователи выделяют диалог как форму речи, состоящую из реплик, из цепи речевых реакций. Он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Отмечается, что диалогическая форма речи (диалог) — первичная по происхождению, которая возникает при непосредственном общении двух или более собеседников и в основном состоит в обмене репликами. Отличительными чертами диалога, по мнению ученых, являются: эмоциональный контакт говорящих, их непосредственное воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; ситуативность.

Монолог — наиболее сложная форма речи, «высшая форма». Монолог имеет более сложное строение, чем предложение или диалог.

Как отмечают монологическая речь понимается как «связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах действительности». Важной особенностью этой формы речи является то, что ее содержание, как правило, заранее продумано и предварительно планируется. По мнению А.А. Леонтьева, «монологическая речь, являясь особым видом речевой деятельности, отличается спецификой выполнения речевых функций».

Основным условием коммуникативной функции вне зависимости монологическая это речь или диалогическая является связность речи. В результате связной речи формулируется высказывание или текст говорящего. Для овладения связной речи детям требуется специальное развитие этой стороны речи.

В качестве основных характеристик связного текста монологической речи выделяют цельность и связность. В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения и законченность выражения мысли говорящего. Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания — последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности речи. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.

Критерии связности развернутой диалогической речи — достаточное раскрытие предмета речи, смысловая законченность и структурное единство, определяемое адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения.

Несмотря на имеющиеся исследования в области проблемы развития связной речи у дошкольников средством наглядного моделирования, на сегодняшний день существует дефицит экспериментальных исследований на данную тему. Несмотря на острую потребность в практических исследованиях и новых технологиях, существует факт недостаточной разработанности приемов развития связной речи с помощью наглядного моделирования.

Анализ литературных источников позволил нам сделать вывод о том, что связная речь как один из критериев речевой деятельности, выполняет важную роль в развитии и воспитании ребенка. Важность овладения связной речью обусловлена социальной значимостью и той ролью, которую она играет в личностном развитии дошкольников. Способность к связной речи является главным условиям успешного обучения в школе.


Список литературы

  1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 2014. 400 с.
  2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7-ми лет: развитие диалогического общения. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 128 с.
  3. Байкова, С.В. Развитие связной речи посредством моделирования // Пособие для воспитателя: Сб. КАРО, 2005. 146 с.
  4. Бакина, Н.В. Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. № 2. С. 19-26.