УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

№25,

Педагогические науки

Сидорова Анна Анатольевна


Научный руководитель: Мерзон Е.Е., к.п.н., доцент.


Ключевые слова: СВЯЗНАЯ РЕЧЬ; НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; CONNECTED SPEECH; VISUAL MODELING; PRESCHOOL AGE.


Аннотация: Основной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Это объясняется тем, что речь играет важную роль в жизни человека и является главным орудием человеческого общения. Кроме того речь является главным фактором личностного развития ребенка.

Связная речь – это способность говорить последовательно, логично, целостно. Связная речь – это связность мыслей, которые оформлены в речи грамматически и лексически правильно. Связность и адекватность – это два главных критерия для понимания связной речи. Связная речь может быть диалогической и монологической. Монологическая речь более сложная, глубокая и произвольная. Монологическая речь представляет собой развернутое высказывание одного человека.Анализ литературных источников позволил нам говорить о ведущей роли связной речи в личностном развитии детей дошкольного возраста. Вместе с тем овладение связной речью требует специального речевого воспитания, включающее в себя специальные условия, методы и средства. Поэтому было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование, проходящее в несколько этапов:

1 этап – констатирующий эксперимент – организация и проведение исследования уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста в начале эксперимента.
2 этап – формирующий эксперимент – организация и проведение экспериментальной работы по развитию связной речи у дошкольников с помощью наглядного моделирования.
3 этап – контрольный эксперимента – выявление эффективности проведенной экспериментальной работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста в конце эксперимента.

База и выборка исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось нами на базе МБДОУ № 35 «Буратино» с октября 2019 года по март 2020 года. В эксперименте участвовали дети старшей группы в возрасте 5-6 лет в количестве 50 человек. Вся выборка была разделена на две подгруппы по 25 человек в каждой группе: экспериментальная группа – принявшая участие в экспериментальной работе по формированию связной речи посредством наглядного моделирования; контрольная группа – не участвующая в экспериментальной программе.

Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня сформированности связной речи детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования.

В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:

1. Выбрать банк методик для изучения уровня сформированности связной речи детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования.
2. Определить уровень сформированности связной речи детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования.
3. Подвести итоги констатирующего эксперимента.

Для оценки сформированности диалогической речи у дошкольников была использована методика Р.Е. Левиной и М.И. Лисиной.
Констатирующий эксперимент показал, что у детей наблюдается оптимальный уровень развития диалогической речи. Оценка связной монологической речи проводилась по трем критериям: смысловая целостность, лексико-грамматическое оформление, самостоятельность выполнения. Дошкольники в большинстве случаев при пересказе получили средние оценки. При составлении рассказа по сюжетным картинкам и на основе личного опыта, многие дети получили средние и низкие оценки. При составлении описательного рассказа, дети получили средние оценки. Дети не в полном объеме смогли передать смысл сказок и рассказов, наблюдались смысловые пропуски, непоследовательность пересказа, искажение смысла, Не все дошкольники оформляли свои рассказы грамматически и лексически правильно, им требовалась подсказка экспериментатора в виде дополнительных и наводящих вопросов.

Цель формирующего эксперимента – организация и проведение коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи у дошкольников.

Задачи формирующего эксперимента:

1.Разработать программу развития связной речи у дошкольников.
2.Апробировать программу развития связной речи у дошкольников.

Формирующий эксперимент проходит три месяца в период с ноября 2019 г. по февраль 2020 г. Участниками формирующего эксперимента стали дошкольники экспериментальной группы.

На основе методических разработок Л.В. Лебедевой, И.В. Козиной, Т.В. Кулаковой, В.К.Воробьевой и Т.А.Ткаченко была разработана программа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием наглядного моделирования.

Цель программы – создать условия для повышения уровня сформированности связной речи у дошкольников детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1.Повышать уровень развития связной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
2.Способстсвовать формированию умения у старших дошкольников логически и последовательно пересказывать, составлять сюжетные и описательные рассказы, рассказы на основе личного опыта.
3. Способствовать развитию связного высказывания при составлении рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, описательного характера, из личного опыта, на свободную тему.
4.Учить старших дошкольников грамматически и лексически правильно составлять высказывания и рассказы, пересказывать.
5.Учить детей самостоятельности при работе над речевыми высказываниями.
6.Расширять словарный запас.

Основные средства и методы развития связной речи, применяемые в процессе формирующего эксперимента:

— пересказ;
— составление описательного рассказа;
— составление рассказа на основе личного опыта;
— составление рассказа по картинке;
— беседа (вопрос-ответ).

После проведения данных занятий мы ожидаем следующих результатов:

1.У детей сформировано умение вести диалог, задавать и отвечать на вопросы.
2.У детей сформировано умение составлять законченное высказывание на уровне фразы.
3.У детей сформировано умение устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.
4.У детей сформировано умение пересказывать текст по памяти, не теряя его смысл и логической целостности.
5.У детей сформировано умение составлять рассказа по картинке.
6.У детей сформировано умение составлять рассказа на основе личного опыта.
7.У детей сформировано умение составлять описательный рассказ по картинке или по предмету.
8.У детей сформирована самостоятельная монологическая речь.
9.У детей сформировано умение лексически и грамматически правильно оформлять составленный рассказа или пересказ.
10.У детей расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.

Таким образом, на основе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с использованием наглядных моделей будет эффективно формироваться связная речь, вместе с тем у них развиваются такие речевые навыки, как умение отвечать на вопросы и задавать их, слушать и понимать речь собеседника, вступать в диалог; развивается монологическая речь, появляются навыки логического пересказа, составления связного сюжетного и описательного рассказа, рассказа на основе личных переживаний и опыта.

Для выявления эффективности проведенной экспериментальной работы по развитию связной речи у дошкольников был проведен контрольный эксперимент, с применением тех же диагностических методик.

Цель контрольного эксперимента рассмотреть динамику формирования связной речи детей дошкольного возраста посредством моделирования.

Задачи контрольного эксперимента:

1. Определить уровень развития связной речи посредством моделирования по методике констатирующего эксперимента.
2. Сопоставить итоги констатирующего и контрольного эксперимента.

В результате в конце эксперимента после проведения экспериментальной работы есть изменения в развитии связной речи у дошкольников. Дети стали более уверенно составлять рассказы по картинкам, на основе личного опыта, описательные рассказы, пересказывать; наблюдалось меньше грамматических и лексических ошибок; повысилась самостоятельность при формировании предложений, рассказов. Дети стали меньше пропускаться смысловые звенья и искажать смысл текста при пересказе и составлении рассказов. Дети стали грамматически и лексически правильно оформлять свои пересказы и рассказы.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что развитие связной речи у детей дошкольного возраста будет проходить успешно, если будет использоваться метод наглядного моделирования, подтвердилась.