УДК 37

ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ОВЛАДЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЧЬЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№25,

Педагогические науки

Давыдова Оксана Николаевна


Научный руководитель: Ушакова О.С., к.п.н.


Ключевые слова: ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ; ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; INFLUENCE OF FAMILY EDUCATION; PERSONALITY FORMATION; JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT.


Аннотация: Пересказ сказки – одно из доступных средств обучения дошкольников пересказу.
Сказка — это лучший способ передачи ребенку основ морали, которые являются необходимым условием успешного сосуществования в столь непростом мире, в любые времена. С восприятием сказки у ребенка происходит освоение социальной действительности.

Сказка является средством интеллектуального, эмоционально-личностного, нравственного и речевого развития. Для пересказа необходимо подбирать такие сказки, чтобы ее текст был понятен ребенку по содержанию, языку и грамматической структуре.

Анализ литературных источников позволил нам говорить о ведущей роли связной речи в развитии детей дошкольного возраста. Вместе с тем овладение связной речью требует специального речевого воспитания, включающее в себя специальные условия, методы и средства. Поэтому было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование, проходящее в несколько этапов:

1 этап – констатирующий эксперимент – первичная диагностика сформированности связной монолоической речи у детей дошкольного возраста в начале эксперимента.
2 этап – формирующий эксперимент – организация и проведение экспериментальной работы по развитию связной монологической речи у дошкольников посредством пересказа сказок.
3 этап – контрольный эксперимента – выявление эффективности проведенной экспериментальной работы по развитию связной монологической речи у дошкольников посредством пересказа сказок.
База и выборка исследования.Опытно-экспериментальное исследование проводилось нами на базе МБДОУ № 32 «Семицветик» с октября 2019 года по март 2020 года. В эксперименте участвовали дети старшей группы в возрасте 5-6 лет в количестве 50 человек.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у дошкольников наблюдается средний или низкий уровень сформированности связной монологической речи. Среди основных нарушений в монологической речи были выявлены следующие: нарушения логической целостности повествования, логические пропуски, потеря смысловых звеньев, длительные паузы между предложениями, лексико-грамматические нарушения, повторения фраз, бедный словарный запас, несамостоятельность в составлении и повествовании текста.

В ходе экспериментальной работы были решены следующие задачи:
1.Повышать уровень развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
2.Способствовать формированию умения старших дошкольников логически и последовательно пересказывать сказки.
3.Учить старших дошкольников грамматически и лексически правильно пересказывать сказки.
4.Учить детей самостоятельности при пересказе сказок.
5.Расширять словарный запас.

В результате в конце эксперимента после проведения экспериментальной работы мы видим изменения в развитии связной монологической речи у дошкольников. Дети стали более уверенно составлять рассказы по картинкам, на основе личного опыта, описательные рассказы, пересказывать; наблюдалось меньше грамматических и лексических ошибок; повысилась самостоятельность при формировании предложений, рассказов. Дети стали меньше пропускаться смысловые звенья и искажать смысл текста при пересказе и составлении рассказов. Дети стали грамматически и лексически правильно оформлять свои пересказы и рассказы.

Наблюдения экспериментальной работы показали, что уровень связной монологической речи заметно повышается при обучении детей пересказу сказок, детские монологи стали более содержательные, дети использовали различные средства лексической и интонационной выразительности.


Список литературы

  1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2014. – 400 с.
  2. Аникин, В.П. Русская народная сказка / В.П. Аникин. –М.: Просвещение, 2017. – 430с.
  3. Байкова, С.В. Развитие связной речи посредством моделирования: Пособие для воспитателя / С.В.Байкова. – СПб.: КАРО, 2005. – 146 с.
  4. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие / О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
  5. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста /И.О. Болотова // Молодой ученый. – 2016. – №7.6. – С. 35-38