УДК 740

ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ФЕНОМЕНА СТРЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

№25,

Психологические науки

Зауребаева Александра Олжабековна


Научный руководитель: Корнилова Д.С., преподаватель кафедры ОПД.


Ключевые слова: СТРЕСС; МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ СТРЕСС; КОПИНГ-СТРАТЕГИИ; ИНОСТРАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ; ДИАДИЧЕСКИЙ КОПИНГ; STRESS; INTERPERSONAL STRESS; COPING STRATEGIES; FOREIGN STUDIES; MODERN PSYCHOLOGY; DYADIC COPING.


Аннотация:В данной статье приводится литературный анализ современных исследований феномена стресса. Были описаны иностранные научные труды, посвященные раскрытию влияния стресса на жизнедеятельность человека, его межличностные отношения, приведены психотерапевтические приемы совладания со стрессом в условиях партнерской работы. Описаны современные взгляды на диагностику вариативности стрессовых воздействий на адаптационные возможности человека.

Актуальность данной статьи представляет собой положение, согласно которому, в настоящий момент распространенность и масштабность проводимых экспериментально-психологических исследований феномена стресса требует подробного и тщательного мета-анализа существующих научных работ, посвященных данной теме. Сегодня большинство исследователей в области здравоохранения сходятся во мнении, что стресс имеет решающее значение для поддержания здоровья человека и искажения процессов естественного старения. Так, было выявлено, что стресс тесно связан с психологическим благополучием, а стрессовые события выступают в качестве предиктора многих распространённых психических расстройств и расстройств поведения [1; 5]. Рассматривая социальную значимость и актуальность изучения данного феномена, важно заметить, что затраты на поддерживающую терапию, связанную с психическими расстройствами, превышают затраты на любые другие заболевания [14].

В современной науке существует ряд масштабных иностранных достоверных исследований, посвященных негативным последствиям дистресса. Описаны такие избыточные стресс-эффекты, как онтогенетически раннее повреждение регуляторных систем организма, возникновение аллостатической нагрузки (избыточной реакции на стресс, ведущей к ухудшению и изнашиванию внутренних органов человека) [17], ускоренное клеточное старение (хроническое воспаление и уменьшение длины теломер) [12]. Данные показатели, согласно авторам проведенных исследований, служат биомаркерами старения человеческого организма, факторами риска и вероятными физиологическими предикторами заболеваний или ранней смертности.

Ю.В. Щербатых [4] подчеркивает, что, несмотря на существенный прогресс стрессологии, до сих пор сохраняются противоречия в понимании природы стресса. Существует множество психологических человеческих переживаний, которые могут котироваться как «стресс». Основоположником и классиком теории представлений о действиях системы стресса считается Г. Селье, который еще в пятидесятых годах двадцатого столетия создал биологическую (она же физиологическая) концепцию стресса, главный постулат которой состоит в том, что стресс есть неспецифическая реакция организма и его функциональности на любой предъявляемый ему вызов окружающей среды [3]. Согласно представлению другого классика зарубежной психологии R.S. Lazarus [10] о сущности психологического стресса, уровень вызываемого у человека напряжения прямо пропорционален индивидуальной когнитивной оценке сложившихся условий, что отражается в степени активности определенных биологических и психологических систем и функций. Именно это оценочное субъективное суждение обуславливает дифференциальные несоответствия в уровне выраженности стресса на определенные стимулы у разных людей. Челябинские психологи [2] изучили особенности восприятия и совладания с таким стрессовым событием, как падение метеорита в 2013 году. Исследователями было выявлено, что из-за того, что данное событие имело эффект внезапности и неожиданности, а также существовало непонимание происходящего в связи с недостаточной информированностью населения, падение метеорита вызвало массовую неспецифическую стрессовую реакцию, вылившуюся в дальнейшем в психосоматические и невротические реакции как у детей, так и у взрослых. Таким образом, данные исследования подтверждают важность когнитивной оценки стрессогенного события, позволяющей воспринимать сложившиеся обстоятельства конструктивно и при переживании субъективного контроля над ситуацией снизить уровень психофизиологического напряжения. C. Hammen [9] в своих научных работах находит доказательства того, что особенности личности играют значительную роль в сопротивлении негативным нозологическим последствиям, связанным со стрессом. Автор отмечает, что жизнерадостные люди – психологически более выносливы, устойчивы, невосприимчивы к стрессогенным событиям.

В последнее время все больше информации появляется о влиянии социального стресса, включая профессиональный стресс, на организм в целом и его нейроэндокринную систему в частности. В зарубежном исследовании 2012 года [16] был описан межличностный феномен, согласно которому, врачи, которые отмечали свою степень рабочего психического напряжения как «умеренную», проявляли больше элементов внимательного партнерского отношения при интеракциях с пациентами (по мнению самих больных), а также имели больше положительных отзывов от их родственников, чем коллеги данных докторов с высоким и низким уровнями собственной перцепции профессионального стрессового влияния. Авторы предполагают, что это связано с тем, что процесс добросовестного и квалифицированного лечения и общения с пациентами способно привести к умеренному уровню стресса, так как является психофизиологической нагрузкой для доктора, требующей задействованию внутриличностных ресурсов, поиску поведенческих приемов в работе. Также в данном исследовании было выявлено, что чем выше уровень стресса у врача, тем более часто он прибегает к устному доминированию в коммуникативных отношениях с пациентами.

L. Leuchtmann приходит к точки зрения, согласно которой, то, как пара партнеров, состоящая в любовных отношениях, справляется со стрессом, может иметь решающий эффект на качественные кондиции их связи, учитывая даже те моменты, как они реагируют на повседневные, привычные раздражительные импульсы [11]. Так называемый им диадический копинг включает в себя равноценно как попытку человека единолично уменьшить степень стрессового переживания у своего партнера, так и общие усилия в диаде, направленные на преодоление внешних негативных воздействий. Данный образ коммуникативной семейной работы способствует сохранению удовлетворенности отношениями и психологической защите от накопления психоневрологических продуктов ежедневного стресса, укрепляя интимную близость. Исследования в области интерактивного взаимодействия показывают, что пары, в которых оба партнера своевременно и открыто уведомляют друг друга о собственных чувствах и возникших проблемах, сообщают о более высоком уровне удовлетворенности отношениями и низком уровне испытываемого психологического стресса, чем пары, которые общаются, не вдаваясь в подробности о том, что происходит с ними как на социальном, так и на психологическом уровне жизнедеятельности [8]. В частности, взаимно включенное общение способствует поддержанию благополучия и комфортабельности в отношениях, если оно характеризуется обоюдным обсуждением имеющихся у пары трудностей, непосредственным выражением эмоций, попытками партнеров понять точку зрения другого и совместными переговорами, чтобы найти решение для возникших жизненных проблем и препятствий [15]. В то время как открытое, не опосредованное двусмысленными посланиями общение дает коммуникаторам достаточное количество однозначной информации для более ясного понимания сложившейся ситуации и о причинах психического напряжения обоих партнёров, косвенное, скрытое общение может быть неоднозначно трактовано и привести к недоразумениям, повышению психоневрологического стресса из-за недостаточного ощущения контроля и координации над условиями межличностного взаимодействия [7].

Таким образом, открытые, явные и недвусмысленные коммуникативные послания партнёров об испытываемом ими стрессе, возникающей психической нагрузке в повседневной жизни, должны обеспечить выбор подобного диадического копинга как безопасного и действенного — это способствует улучшению качества межличностного взаимодействия, повышению степени отзывчивости партнера в процессе совместного преодоления регулярных трудностей, и тем самым оптимизирует адаптацию пары к стресс-факторам.

В 2018 году группа иностранных психологов [6] представила разработанную на основе теоретического и литературного мета-анализа типологию стрессовых индикаторов для измерения влияния стрессогенных факторов на психическое и физическое здоровье человека. Основной данной концепции является рассмотрение воздействия стресса на организм в соответствии с существующим контекстом, который включает в себя временные рамки влияния конкретных стрессовых факторов, периоды жизни стрессовых воздействий, имеющиеся качества и свойства стрессогенного события.

Типология для измерения влияния стресса у респондентов: первым являются временные границы: от воздействия острых, одинарных стрессоров до переживания хронического стресса, причиняющего тяжелые страдания на протяжении от полугода и больше. Вторым аспектом является период жизни: внутриутробно (воздействие на плод испытываемого матерью стресса и связанных с этим гормональных изменений); детство, взрослая жизнь. В данной категории, согласно авторам, важно учитывать кумулятивный эффект накопления стрессовых стимуляций на протяжении всей жизни индивида. Также необходимо учитывать хронологическую близость момента исследования от момента стрессорного воздействия. Третья категория — свойства стрессора: продолжительность влияния; уровень опасности и серьезности для индивида (оценивается другими людьми или при помощи самоотчёта); степень управляемости и контроля в стрессовой ситуации; уязвимые сферы жизни (например, образование, работа, репродуктивное здоровье, жилье, деньги, межличностные отношения); потенциал стрессора вызывать потенциально разрушительные эмоциональные переживания (стыд, чувство вины, социальная угроза исключения из общества). Четвертая категория — описание психологических реакций на определенные стрессогенные раздражители или события – выявляются характерные для индивида стратегии совладающего поведения, изменения мотивационно-волевой сферы, специфики эмоциональных реакций и аффективной саморегуляции, когнитивной оценки условий, шансов на успешное преодоление возникшей нагрузки, наличие когнитивных персевераций (чрезмерного уровня беспокойства и руминаций).

R. McCraty, M. Atkinson [13] в своей научной работе приходят к выводу, что неуправляемые, бесконтрольные эмоциональные реакции на стресс, которые носят характер быстротечного аффекта, не только приводят к поведенческим трудностям в социальной адаптации, но также негативно влияют на сомато-вегетативную систему человека, что препятствует организации деятельности и потенциально увеличивает риск физиологических и психических заболеваний в дальнейшем. Авторы разработали и интегрировали в школы программу обучения навыкам эффективной эмоциональной саморегуляции, аффективной компетентности в стрессовых условий. После усвоения и закрепления методик программы обучающиеся продемонстрировали значительные улучшения в таких областях, как совладание с негативной продукцией стресса и проявлениями гнева, демонстрация рискованного поведения, решение школьных задач, а также были отмечены улучшения в отношениях с семьей, сверстниками и учителями. Эти позитивные результаты были сохранены в течение следующих шести месяцев.

Таким образом, в современной психологии под понятием «стресс» понимается состояние избыточной психической напряженности, которая берет свое начало при субъективной когнитивной оценке существующей или воображаемой угрозы, являющейся для человека «надпороговой», требующей мобилизации организма и активации внутренних личностных ресурсов, выбору верной стратегии поведения. Наличие стрессогенной нагрузки представлено значимым, основательным индикатором для возникающих разногласий и недопонимания у партнёров по общению, фактором их затрудненной коммуникации. Важной составляющей для нивелирования избыточной психической напряженности является развитый навык коммуникативной компетентности, который раскрывается в умении рационально и адаптивно вести беседу, обоюдное общение, что актуально в рамках специальных школьных и студенческих мероприятий.


Список литературы

  1. Кадыров Р.В., Кравцова Н.А. Особенности отношения ко времени у профессиональных военнослужащих принимавших участие в боевых действиях. Сибирский психологический журнал. – Томск, 2009. С. 53-62
  2. Малинина Е.В., Пилявская О.И., Забозлаева И.В., Колмогорова В.В. Особенности клинической картины стрессовых расстройств у детей, пострадавших от падения метеорита в Челябинской области // Российский психиатрический журнал. – 2014. – № 3. – С. 47–51.
  3. Селье Г. Стресс в жизни. – М.: Медгиз, 1956. – 216 с.
  4. Щербатых Ю.В. Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психол. журн. – 2002. – Т. 23, № 1. – С. 118-122.
  5. Cohen S., Janicki-Deverts D., Miller G.E. Psychological stress and disease // Journal of the American edical Association. 2007. Vol.14. P.1685-1687.
  6. Epel E.S., Crosswell A.D., Mayer S.E., Prather A.A. More than a feeling: A unified view of stress measurement for population science // Front Neuroendocrinol. 2018. Vol 23. P. 46–169. doi: 10.1016/j.yfrne.2018.03.001
  7. Goldsmith D. J., Domann-Scholz K. The meanings of “open communication” among couples coping with a cardiac event // J. Commun. 2013. Vol. 63. P. 266–286.
  8. Guerrero L. K., Anderson P. A., Afifi W. A. Close Encounters: Communication in Relationships. Los Angeles, CA: Sage. 2015. 344 p.
  9. Hammen C. Stress and depression // Annu Rev Clin Psychol. 2005. Vol. 1. P. 293-319.
  10. Lazarus R.S., Averill J.R., Opton E.M. The psychology of coping: Issues of research and assessment // Coping and adaptation / Ed. by G.V. Coelho, D.A. Hamburg, J.E. Adams. New York: Basic Books. 1985. 249 p.
  11. Leuchtmann L., Bodenmann G. New perspectives on dynamics of dyadic coping, in When “We” are Stressed // Hauppauge, NY: Nova Science Publisher. 2018. Vol. 56. pp. 3-14.
  12. Li Y., Zhong X., Cheng G., Zhao C., Zhang L. Hs-CRP and all-cause, cardiovascular, and cancer mortality risk: A meta-analysis // Atherosclerosis. 2017. Vol. 259. P. 75-82.
  13. McCraty R., Atkinson M., Tomasino D., Goelitz J., Mayrovitz H.N. The impact of an emotional self-management skills course on psychosocial functioning and autonomic recovery to stress in middle school children // Integr Physiol Behav Sci. 1999. Vol. ;34. P. 246-68.
  14. Murray CJL. Shifting to Sustainable Development Goals — Implications for global health // The New England Journal of Medicine. 2015. Vol. 373. P. 1390–1393.
  15. Pagani A. F., Donato S., Parise M., Iafrate R., Bertoni A., Schoebi D. When good things happen: the effects of implicit and explicit capitalization attempts on intimate partners well-being // Family Science. 2015. Vol. 6. P. 119–128.
  16. Ratanawongsa N., Korthuis P.T. Clinician Stress and Patient–Clinician Communication in HIV Care // Journal of General Internal Medicine. 2012. Vol. 27. P. 1635–1642.
  17. Seeman T.E., McEwen B.S., Rowe J.W., Singer B.H. Allostatic load as a marker of cumulative biological risk: MacArthur studies of successful aging // Proceedings of the National Academy of Sciences USA. 2001. Vol. 98. P. 470-475.