КИБЕРТЕРРОРИЗМ — АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ

№6,

Юридические науки

Дударева Регина Викторовна


Ключевые слова: КИБЕРТЕРРОРИЗМ; ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ; CYBERTERRORISM; INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY; COMPUTER CRIME.


Аннотация: В данной статье рассматривается такой вид террористической деятельности, как кибертерроризм. А так же представлены и возможные способы противодействия ему.

Современное общество многих стран, среди которых находится также и Россия, можно определить, как общество информационное. Согласно Окинавской Хартии глобального информационного общества, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это один из наиболее значимых элементов формирования современного общества [1, ст. 1]. Для информационного общества характерен ряд признаков, а именно:

1. Усиление значимости информации в жизни общества;
2. Общественная информатизация;
3. Создание единого информационного пространства;
4. Новые виды деятельности, связанные с ИКТ;
5. Активное развитие информационного сектора экономики;
6. Гарантия доступа к информации каждому члену общества.

В связи с этим важной задачей становится обеспечение безопасности информации и самого информационного общества. Развитость, популярность и доступность информационного пространства, помимо явных преимуществ, имеет явные негативные последствия, одним из которых можно считать такое явление современности, как кибертерроризм.

Что же означает «кибертерроризм»? Это есть использование информационных и коммуникационных технологий в террористических целях. Его характерными чертами являются:

— Высокий уровень скрытности и слабый уровень раскрываемости;
— Целевое многообразие;
— Международный характер;
— Небольшие затраты, как технические, так и финансовые, по сравнению с наносимым ущербом.

Международный характер кибертерроризма вынуждает государства сотрудничать друг с другом, чтобы иметь реальные возможности противодействовать этому явлению. Этим занимаются такие международные организации, как ООН (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности). Совет Европы, Интерпол.

В 2001 году Совет Европы принял Конвенцию «О киберпреступности», в которой определяется юрисдикция, устанавливаются общие принципы международного сотрудничества, каждое государство-участник обязывается предоставить компетентным органам, противодействующим кибертерроризму, определенные права и обязанности, устанавливаются процессуальные нормы [2].

Кибертерроризм может реализовываться в виде:
— Действий, наносящих ущерб сетям или аппаратным средствам, создание помех;
— Взломов с целью искажения, хищения, копирования или уничтожения информации, программных и технических ресурсов, угроза раскрытия и публикации конфиденциальной информации;
— Создания искусственной перезагрузки серверов (DDoS-атаки), подавление сетей связи, переадресация на посторонние ресурсы;
— Распространения определенного вида информации, дезинформации, спама;
— Внедрения вирусов и вредоносных программ;
— Махинаций с денежными средствами физических и юридических лиц [7, С. 29–37].

Информация, то есть данные и сведения в любой форме [4, ст.2], является одним из важнейших ресурсов, который может представлять серьезную угрозу для безопасности государства, например, в случае утечки конфиденциальных сведений спецслужб, государственной и военной тайны. Также не секрет, что многие компании подвергаются различным кибератакам, наиболее крупные даже по несколько раз за сутки. Конечные цели этих атак могут варьироваться от незаконного завладения базой данных, до вымогания денежных средств, путем шантажа, с угрозой потери ценных данных. Однако юридические лица далеко не единственные жертвы кибертерроризма. Компьютерное хулиганство, предполагающее завладение личными данными физических лиц, в том числе данными об их банковских счетах, также нельзя назвать редким явлением в наши дни. Зависимость от ИКТ в современном мире приводит к тому, что различного рода кибертеракты могут нанести серьезный вред предприятиям и отдельным индивидам, а также заморозить деятельность определенных государственных органов.

Террористические организации стремятся обратить на себя внимание, чтобы высказать свои цели, требования и провести пропаганду своей деятельности, что особенно легко сделать на просторах глобальной сети Интернет. Не обязательно даже создавать для этого специализированные отдельные сайты, достаточно (а в некоторых случаях и более эффективно) загрузить фото-, аудио- или видеофайлы на наиболее известные и частопосещаемые сервисы, форумы и социальные сети. В связи с этим в Российской Федерации были приняты законы №149-ФЗ, №398-ФЗ в которых говорится об ограничении доступа к информации и о порядке этого ограничения.

Помимо этого, террористические организации используют ИКТ:
— В качестве средства связи и координирования;
— Как быстрый способ перевода финансовых средств;
— Как удобную площадку для вербовки новых членов своих организаций.

В Конвенции Совета Европы 2005 года «О предупреждении терроризма» впервые признавалась уголовная ответственность за подстрекательство к террористической деятельности, вербовка и содействие в подготовки террористов [3].

Подводя итоги, следует сказать, что для эффективного противодействия кибертерроризму, как и в случае с обычной террористической деятельностью, необходимо:

1. Отслеживать и анализировать действующую ситуацию, чтобы своевременно вводить новые положения в уже существующие НПА, либо создавать новые.
2. Использовать исправное не устаревшее оборудование и программное обеспечение, для того чтобы иметь реальные возможности по предотвращению и противостоянию кибертеррористическим действиям. Помимо этого возможно создание условий для использования средств криптографической защиты в целях повышения безопасности хранения информации.
3. Помимо обучения лиц, работающих с информационными технологиями и защитой информации, нужно повышать квалификацию специалистов, подтверждая их компетентность в данной сфере [5, ст.1].
4. Ввиду удобности сети Интернет как платформы для пропагандирования тех или иных идей, необходимо проводить мониторинг для выявления сайтов, либо материалов, побуждающих к экстремизму или оправдывающих террористическую деятельность. Такие сайты и медиа ресурсы подлежат «блокировке».
5. Призывать страны к международному сотрудничеству, а также создавать возможности для оперативного реагирования на транснациональные кибератаки.

Таким образом, ввиду того, что информационное общество в стране и мире все еще идет по пути своего развития, кибертерроризм остается недостаточно хорошо изученной, но весьма прогрессивной проблемой, которая требует к себе особого внимания и активных мер противодействия, как на межнациональном, так и на государственном уровне.


Список литературы

  1. Хартия глобального информационного общества, Окинава, 22 июля 2000 года. // Официальный сайт Президента России: http://kremlin.ru (Дата обращения: 16.03.2017г.)
  2. Европейская Конвенция по киберпреступлениям (преступлениям в киберпространстве): заключена в г. Будапешт 23 ноября 2001г. // Официальный сайт Совета Европы: https://www.coe.int (Дата обращения: 16.03.2017)
  3. Конвенция Совета Европы «О предупреждении терроризма»: заключена в г. Варшава 16 мая 2005г. // Официальный сайт Совета Европы: https://www.coe.int (Дата обращения: 16.03.2017)
  4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ: принят Государственной Думой 8 июля 2006г.: одобрен Советом Федерации 14 июля 2006г.: в ред. закона от 19.дек. 2016г. // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. (Дата обращения: 16.03.2017г.)
  5. Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования: Приказ ФСБ РФ от 31 августа 2010г. № 416 // Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 16.03.2017г.).
  6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: Федеральный закон от 28.дек.2013г. № 398-ФЗ: принят Государственной Думой 8 июля 2006г.: одобрен Советом Федерации 14 июля 2006г. // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. (Дата обращения: 16.03.2017г.)
  7. Вехов, В.Б. Компьютерные преступления: способы совершения, методики расследования / В.Б. Вехов. – М.: Право и закон, 1996. – 182с.
  8. Мотульский, Р. С. Общее библиотековедение: учебное пособие для вузов / Р.С. Мотульский. — М., 2004. — 224 с.