УДК 373.24

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№25,

Педагогические науки

Закирова Эндже Мазитовна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., кандидат психологических наук.


Ключевые слова: НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ; ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА; СЛОВЕСНЫЕ ЗАРИСОВКИ; ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; MORAL EDUCATION; FICTION; WORD SKETCHES; PRESCHOOL CHILDREN.


Аннотация: Данная статья посвящена проблеме формирование нравственного воспитания детей дошкольного через художественную литературу.

Художественная литература имеет значимую роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей дошкольного возраста. Ребенка не удовлетворяют неопределенные обстановки, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить позитивных героев и безоговорочно принимают их позиции, а по отношению к каждому, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко негативное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник часто занимает позицию «внутри него», он хочет быть похожим на своего любимого персонажа. Так появляются механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается индивидуальный опыт детей, ведь они активно переживают даже те события, в которых не участвовали. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной колляцией. Детям дошкольного возраста очень сложно отнести себя к негативному персонажу. Так, ребенок, даже если и понимает, что нарушил нравственную норму, не может сравнивать себя с Кощеем Бессмертным, а заявляет, что поступил как Иван Царевич. Дети не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший», «добрый» или «злой» [4,c.9].

Воспитание художественным словом вносят огромные изменения в эмоциональную сферу ребенка, и это способствует возникновению у него живого и яркого отклика на разные события жизни, перестраивается его субъективный мир. При чтении и слушании произведений дети видят перед собой определенную обстановку и действия, определенную картину и образ, переживают описываемые действия. Чем крепче его переживания, тем богаче его чувства и представления о реальности, ребенок как бы входит «вовнутрь» событий художественного произведения, становится как бы их участником.

Дискуссия по содержанию книги не должна «прикрывать» от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «развернуть» ее, повернув к ребенку всеми «гранями», а после этого еще раз представить (показать) ее во всем комплексе [2,c.15].

Существуют некоторые приемы, которые представляют особую ценность в беседах по прочитанным художественным произведениям. Образно их можно поделить на приемы, которые лучше помогут разобраться в содержании произведений, и приемы, содействующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.

Приемы первой группы:

1.Вопросы. Они должны быть многообразными по своей направленности, такие вопросы помогают детям вернее и полнее охарактеризовать героев сказки. Например: предложив вопрос, воспитатель может напомнить дошкольникам соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.
«Какая лиса в сказке «Колобок?» – спрашивает воспитатель.
«Хитрая, рыжая», – говорят дети.
«И все?» – изумляется воспитатель и зачитывает отрывок из сказки, в котором рассказывается, как лисичка, просит сесть колобку на ее носик и спеть песенку.
Ребята делают вывод, что лиса еще и находчивая, деятельная, предварительно обдумывает свои действия, настоящая актриса.
Другие вопросы могут помочь детям ощутить основную идею произведения. Так, воспитатель, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка, и что исключительно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, пушистый да масляный»). Дети говорят, что бывает нехорошо.
Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из героев сказки. После этого она задает вопрос: «Когда же так бывает?» – добиваясь, того чтобы дети повторили пословицу, которая заключена в концовке сказки.
Для того, чтобы дети лучше ощутили особенности данного стиля, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение именуется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, классические для сказок?» и т. п.

2.Рассматривание иллюстраций в книгах и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают осознать произведение. Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Скажем, воспитатель показывает рисунок рыбки «Как вы думаете, это волшебная рыбка, золотая? (занятие по сказке «Золотая рыбка»). Дети дают негативный ответ, аргументируя это тем, что у этой рыбки нет золотых плавников и хвостика. Воспитатель в доказательство их слов зачитывает соответствующее изложение из текста. После этого предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенную рыбку, а сам в это время заменяет первый рисунок иным – с золотой рыбкой.
С помощью этого приема дошкольников учат вслушиваться и запоминать изложение внешности героя, особенности его одежды уже при первом чтении сказки.

3.Словесные зарисовки. Ребятам предлагается представить себя в роли художника-иллюстратора и подумать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, воспитатель задает наводящие вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту либо другую деталь («Как одета твоя Золушку? Какие глаза у мачехи? Если она такая ужасная, почему Золушка жила вместе с мачехой? и т.д.).
В режимных моментах во время свободной самостоятельной деятельности дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает воспитанникам листы бумаги идентичного формата. Из представленных работ дети сами отбирают лучшие, делают к ним надписи, мастерят обложку и переплет. Самодельную книжку дети помещают в библиотечном уголке своей группы.

Приемы второй группы:

1.Повторное чтение отрывков из текста согласно интересам детей. Во время такого чтения воспитанники полнее воспринимают художественные достоинства рассказов и сказок, замечают эпитеты сопоставления и другие средства выразительности.

2.По просьбе воспитателя дети вспоминают и повествуют об одном смешном, об одном грустном, об одном опасном случае из своей жизни; пересказывают описания природы; анализируют поступки богатырей и героев, которые им преимущественно запомнились.

3. Воспитатель просит детей внимательно слушать друг друга и рассказать о каком- нибудь событии более подробнее. Далее задает вопрос: «Чья история была более интереснее, занимательнее?

4. Драматизация небольших фрагментов наиболее увлекательна в процессе обогащения и активизации словарного запаса.

Художественная литература это отличное средство развития человечности, гуманных качеств личности: чувства гражданственности, добра и справедливости,. В связи с этим воспитатель должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью социально-нравственного воспитания дошкольников, на перенос этих знаний и умений в жизнь и деятельность детей.

Необходимо только помнить, что силу художественного образа не могут заменить рассуждения о нем, важно соблюдать необходимое чувство меры и педагогического такта.


Список литературы

  1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 144 с.
  2. Егорова А. Н. Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям / А.Н. Егорова, Т.Г. Ханова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете статей реализации ФГОС: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. – С. 31-34.
  3. Минералова И. Г. Детская литература. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И.Г. Минералова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.– 176с.
  4. Рыкова М. А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников / М.А. Рыкова // Молодой ученый. – 2016. – №16. – С. 379.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://fgos.ru/
  6. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00110755_0.html