УДК 349.41

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ: ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

№25,

Юридические науки

Бакушина Валерия Сергеевна


Научный руководитель: Власов В.А., к.ю.н., доцент кафедры ГПиОЮД Ачинского филиала КрасГАУ, доцент кафедры гражданского права и процесса СибЮИ МВД России, член РАЮН.


Ключевые слова: ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; ЗЕМЛИ СЕЛЬХОЗ НАЗНАЧЕНИЯ; ЗЕМЕЛЬНАЯ ДОЛЯ; СОБСТВЕННОСТЬ; NATURAL RESOURCE LAW; AGRICULTURAL LAND; LAND SHARE; PROPERTY.


Аннотация: В статье анализируется понятие, история и правовой режим земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения. Выявления актуальных проблем касательно данной темы.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сельское хозяйство является именно той сферой экономики государства, которая формирует агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность государства, а также служит основным средством производства.

Недостаток продовольствия собственного производства до сих пор остается одной из основных причин затянувшегося процесса реализации реформы. Вследствие этого основной целью Государственной программы развития сельского хозяйства является обеспечение продовольственной независимости государства. 9% продуктивной пашни в мире находится в Российской Федерации. Более того, 50% мировых черноземов расположены в России. Несмотря на это, Российская Федерация обеспечивает себя собственным продовольствием только на 67%.

По величине пашни на одного человека РФ является одним из мировых лидеров (является устойчивым членом первой пятерки государств по данному показателю). Однако по показателям, характеризующим эффективность землепользования, Россия значительно отстает от мировых лидеров.

Сельскохозяйственные угодья, которые не используются, составляют более 30 миллионов гектар. Те земли, которые являются продуктивными, используются с низкой степенью эффективности. Нерешенным остается вопрос о земельных долях. В соответствии с данными Росреестра, в структуре земель сельскохозяйственного назначения значительную часть занимают земли, находящиеся в частной собственности граждан, причем 88,6 млн. га этих земель находятся в общей долевой собственности. [1]

Обратимся к истории касательно земельных долей. С принятием Закона РСФСР «О земельной реформе» 23 ноября 1990 года, Земельного кодекса РСФСР 1991 года, в России начались преобразования, которые завершились коренными изменениями системы земельных отношений. Главными итогами проведенного этапа земельной реформы стали: разгосударствление собственности на землю, возникновение различных форм хозяйствования на землях сельскохозяйственного назначения.

В период проведения указанных реформ в правовую терминологию вошло понятие «земельная доля» (далее – земельная доля). Данный термин впервые был использован Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». [2]

Согласно пункту 6 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, было предписано до 1 марта 1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, а местной администрации обеспечить выдачу гражданам, свидетельств на право собственности на землю. В соответствии с положениями пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» все работники государственных сельскохозяйственных предприятий были наделены правом на бесплатный земельный пай в общей долевой собственности на землю из числа земель, находящихся в землепользовании бывших колхозов и совхозов.

Таким образом, в процессе оформления прав на земельные доли гражданам в 1994 году выдавалось свидетельство на право собственности на землю, форма которого была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767. В нем земельная доля указывалась как объект права собственности.

Статья 15 Закона «Об обороте земель» рассматривает понятие земельная доля в качестве земли, которая получена в ходе приватизации сельскохозяйственных угодий. До момента, когда данный закон вступил в силу, особенность определения земельной доли заключалась в доли в праве общей собственности на земельные участки из земли сельскохозяйственного назначения. [3]

Теория права общей долевой собственности является одной из самых дискуссионных в цивилистике. В свое время Г.Ф. Шершеневич заметил, что общая собственность, явление весьма частое, представляет значительные трудности для уяснения ее юридической природы. [4]

Вопрос о судьбе земельных долей остается спорным и дискуссионным и по сей день. Доли в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного играли положительную роль в приватизации земель сельскохозяйственного назначения, однако сегодня не позволяют эффективно развить оборот сельскохозяйственных земель. Зачастую у граждан, которые владеют свидетельствами о праве собственности на земельные доли, отсутствует понимание о правовой сущности понятия. [5]

Существует множеств актуальных вопросов в сфере правового регулирования оборота земельных долей. Из-за того, что данное понятие отличается высокой степенью неопределенности, медленными темпами развивается оборот земель сельскохозяйственного назначения. Собственники, которые владеют земельными долями, либо не реализуются вообще свои права, либо реализуются с ошибками правового характера.

Проблема не востребованности земельных может быть продемонстрирована на примере решения Агрызского районного суда. «Постановлением Исполнительного комитета Кудашевского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ № 4 от 23 сентября 2013 года утвержден список невостребованных земельных долей , в который включена земельная доля ФИО7, размером 4,5 га в праве общей долевой собственности. Возражений относительно включения в указанный список земельной доли , принадлежащей ФИО7, не поступило.

Ответчик выделенной ему земельной долей не распорядился в течение трех и более лет с момента приобретения прав на эту земельную долю , а потому земельная доля подлежат в силу ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передаче в собственность истца.» [12]

Законодателем сделана попытка разрешить вопрос с неопределенностью понятия «земельная доля» путем установления предельного срока, в течение которого возможен выдел земельных участков в счет долей. [6]

В соответствии с действующим законодательством если до 1.07.2012 участниками долевой собственности не было принято решение утвердить проект межевания или если они не зарегистрировали свои права собственности на землю, то органы местного самоуправления ГО или сельского поселения в срок до 1.07.2013 были обязаны организовать процессы по созыву общего собрания, по подготовке проектов межевания участков, обеспечить осуществление работ по определению границ земельных участков. [7]

Однако тот факт, что для выдела участков в счет земельных долей устанавливается предельный срок, не свидетельствует о том, что владельцы долей или органы местного самоуправления сразу же начнут процесс выдела. Таким образом, проблема выдела земельных участков в счет земельных долей остается нерешенной.

На практике существуют проблемы реализации требований пункта 3 статьи 19.1 Федерального закона №101 — ФЗ, основными из которых являются: — недостаточное количество средств, выделяемых из бюджета на создание проектов межевания, осуществление работ по определению границ участков; недостаточное количество средств, выделяемых из бюджета на публикации списков дольщиков в средствах массовой информации; — отсутствие структурных подразделений, занимающихся земельными отношениями, в органах местного самоуправления. [8]

Учитывая изложенное представляется целесообразным закрепить в законе положения, определяющие правовые последствия, наступающие в случае отсутствия деятельности со стороны органов местного самоуправления по выделу земельных участков. Кроме того, целесообразно развивать механизм предоставления финансовой помощи физическими лицами (собственникам земельных долей), органам местного самоуправления для выполнения работ по определению границ земельных участков, выделяемых в счет долей.

Важнейшая проблема, существующая в области правового регулирования оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения – определение собственника доли в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Указанная проблема связана с тем, что законодательство, действовавшее в этой сфере в 1990-е годы, было крайне несовершенным.

Сегодня вопросы, связанные с тем, кто является владельцем доли в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения, в судебных инстанциях решается различным образом. Кроме того, по-разному решается вопрос о том, обязанностью или правом является распоряжение земельной долей для бывших работников совхозов и колхозов.

В правовой терминологии понятие «земельная доля» появилось именно тогда, когда началась земельная реформа, этим обусловлен особый интерес к исследованию правовой сущности данного понятия. По справедливому мнению, А.Л. Корнеева, понятие земельной доли, судя по той ситуации, которая сложилась в России, станет актуальным и будет требовать внимательного и бережного анализа с правовой точки зрения. [9]

Из-за того, что понятие «земельная доля» является неопределенным, а цели его появления в законодательстве до сих пор до конца непонятны, на практике и в науке возникает множество споров. Как утверждает З.С. Беляева, основной целью, для которой в законодательстве появилось правило разделять земли колхозов на доли, было облегчение выхода из колхоза для его работников и получения ими земельных участков для реализации сельскохозяйственной деятельности. [10]

По мнению Е.А. Галиновской, появление понятия «земельная доля» имело целью перераспределить земельное имущество и обеспечить формирование индивидуальных хозяйств посредством выхода работников из организаций, получая при этом часть земли, т.е. «земельные доли» являются реформенным и временным понятием. [11]

Таким образом, для обеспечения единообразного применения судами законодательства по спорам о праве на земельные доли необходимо дополнительное правовое регулирование, направленное на разрешение возникающих в этой сфере коллизий. Не случайно, последние несколько лет, ведущими юристами аграрниками обосновывается необходимость принятия и обсуждается концепция федерального закона об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения.


Список литературы

  1. Грачкова Ю.Л. Проблемы правового регулирования оборота земельных долей // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2018. № 7. с. 253-257.
  2. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР И Верховного Совета РСФСР. 1992, №1. С. 53.
  3. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 06.06.2019) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
  4. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907г.) / Г.Ф. Шершеневич. –М.: Спартак, 1995. С. 214.
  5. Зиновьева О.А. Реализация прав на земельные доли и оформление прав на образуемые вновь земельные участки, выделенные в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения // Правовые проблемы развития сельского хозяйства (Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 26 сентября 2007 г.). М.: ИД «Юриспруденция», 2007. С. 153.
  6. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» от 29.12.2010 N 435-ФЗ (последняя редакция)
  7. Грачкова Ю.Л. Деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по совершенствованию нормативно правового регулирования в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. 2011. № 5.
  8. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. –М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014. с. 176.
  9. Корнеев А.Л. Сделки с земельными участками / А.Л. Корнеева. -М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2006. С. 49.
  10. Беляева З.С. Организационно–правовые формы организации колхозов // Сельскохозяйственная кооперация и право. М., 1993. С. 40–41.
  11. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: ЗАО ЮД «Юстицинформ», 2002. С. 401.
  12. Решение Агрызского районного суда № 2-863/2019 2-863/2019~М-795/2019 М-795/2019 от 29 ноября 2019 г. по делу № 2-863/2019 / [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru.