УДК 37

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

№25,

Педагогические науки

Каримуллина Мадина Камиловна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., кандидат психологических наук.


Ключевые слова: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; ДОШКОЛЬНИКИ; ВОСПИТАНИЕ; ДОШКОЛЬНИКИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА; ENVIRONMENTAL EDUCATION; PRESCHOOL CHILDREN; EDUCATION; OLDER PRESCHOOLERS.


Аннотация: Человек — живой организм, часть биосферы. Он находится во взаимоотношении с окружающей средой и влияет на ее состояние, причем за последние столетия это влияние стало определяющим. Поэтому человеку свойственно рассматривать экологию как «обслуживающую» его благополучие дисциплину. Экология должна, с этой точки зрения, дать ответы, как сохранить окружающую среду в максимально ненарушенном, естественном состоянии. .

Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.

Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника — это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту) [5, с. 7].

Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога, и его готовности осуществлять эту деятельность. Кроме того, планируются задачи формирования учебных умений (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности). В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе.

Наряду с образовательными на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс — в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду [1, с. 9].

Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста необходимо отобрать такие методы и формы работы по экологическому воспитанию, чтобы ребенок мог не только получать определенные знания о природе, не только любоваться ее красотой, но и мог прочувствовать, «пропустить» через себя, обрести субъективное отношение к миру природы.

Методы и формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

Методы экологического образования и воспитания бывают: наглядные, практические, словесные. Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д., в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них [5, с. 79].

Основным методом в экологическом воспитании детей является наблюдение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др., но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Особое место в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста отводится развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными объектами.

На природе следует продолжать воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. В старшем дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о том, что животные, растения в детском саду, дома, т. е. вне природных условий, не могут жить без помощи человека; формировать ответственное и бережное отношение к окружающему, организуя конкретные действия (подкармливать птиц зимой, поливать, рыхлить землю у растений, убирать мусор на участке т. д, выполнять индивидуальные и коллективные поручения; воспитывать самостоятельность в случае необходимости ухаживать за растениями (поливать, животными (кормить, поить). Особое значение приобретает оценка деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей.

Огромное значение в работе с детьми играет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно – ролевой игры.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, предполагает использование не только разнообразных методов, но и форм работы. В педагогической деятельности используются следующие формы: фронтальные, групповые, индивидуальные[2, с. 11].

Занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя.

В старшем дошкольном возрасте дети с интересом занимаются опытнической деятельностью. Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде, могут включаться в занятия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждают, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Опыты повышают интерес к предметам и явлениям, создают эмоциональную обстановку, вызывают чувство радости, восторга. Огромный вклад в работу по экологическому воспитанию вносят праздники.

В работе по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста можно использовать в детском саду кружки. В кружках дети могут ставить опыты, собирать наглядный материал, который может использоваться на занятиях, рисовать, мастерить, делать поделки из природного материала т. д.

Чтобы полноценно осуществлять экологическое воспитание детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Ведь именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности.

Таким образом, я пришла к выводу:

Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране, да и во всем мире диктует необходимость проведения работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. Формы и методы организации детей по экологическому воспитанию самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.


Список литературы

  1. Богданец Т. «Экологические знания — первое представление о мире» //Дошкольное воспитание. — 2013. — №12. – С. 9-10.
  2. Маневцова Л. «Ребенок познает мир природы» //Дошкольное воспитание. — 2004. — №8. – С. 11-12.
  3. Николаева С.Н. «Типовая модель экологического воспитания» //Дошкольное воспитание. — 2014. — №4. С. 14-15.
  4. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». – М.: Мозаика — Синтез, 207. – 208 с.
  5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. –М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
  6. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=784957