УДК 373.24

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

№25,

Педагогические науки

Загирова Зульфия Фаниловна


Ключевые слова: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ; РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ; ДЕТИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ; FINGER GAMES; DEVELOPMENT OF ACTIVE SPEECH; CHILDREN OF THE THIRD YEAR OF LIFE.


Аннотация: Проблема развития речи детей – одна из основных задач детского образовательного учреждения, так как речь – это главное орудие человеческого общения. Речевое развитие в дошкольном возрасте является основным аспектом личностного развития ребенка. Способность правильно и грамотно говорить – необходимый компонент гармоничного развития личности ребенка. Овладение речью способствует установлению взаимоотношений между людьми, а ее несформированность у детей приводит к отрицательным последствиям и деформации межличностных отношений. Это препятствует полноценному развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, их социальной адаптации [3].

Эффективным средством развития активной речи у детей третьего года жизни являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это педагогическое средство, обладающее развивающим эффектом, сущность которого состоит в том, что действия пальчиковых игр стимулируют нервные окончания пальцев, которые в свою очередь воздействуют на его мозг. Пальчиковые упражнения активизируют соответствующие центры в головном мозге, развивают речь, творческие способности, фантазию. Вместе с тем, пальчиковые игры улучшают произношение многих звуков. Было доказано, что чем лучше развита кисть и пальцы детей, тем лучше он разговаривает [2].

Поэтому актуальность исследования обусловлена необходимостью своевременной диагностики речевой активности у детей третьего года жизни, а также необходимостью поиска эффективных способов и приемов активизации их речи.

Объект исследования – процесс развития активной речи у детей третьего года жизни.

Предмет исследования – пальчиковые игры как средство развития активной речи у детей третьего года жизни.

Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность использования пальчиковых игр в развитии активной речи у детей третьего года жизни.

Задачи исследования:

1.Проанализировать научно-методическую литературы по проблеме развития активной речи у детей третьего года жизни.
2.Оценить уровень развития активной речи у детей третьего года жизни.
3.Разработать и провести экспериментальную работу по развитию активной речи у детей третьего года жизни посредством пальчиковых игр.
4.Проанализировать эффективность экспериментальной работы.

Гипотеза исследования – предполагается, что развитие активной речи у детей третьего года жизни будет проходить успешно, если будет разработан и проведен комплекс занятий по развитию активной речи у детей третьего года жизни с помощью пальчиковых игр.

Методологической и теоретической основой исследования стали труды:

А.Н. Гвоздева [3], В.П. Глухова [4], Р.И. Лалаевой [6], А.А. Леонтьева [7], Ф.А. Сохина [11], изучающие вопрос развития связной речи в детском возрасте;
А.М. Бородича [1], Г.М. Ляминой [8], О.С. Ушаковой [12], Д.Б. Эльконина [13], изучающие вопросы способов и приемов развития активной речи в детском возрасте;
С.Е. Гавриной [2], М.М. Кольцовой [5], Л.П. Савиной [9], выделяющие пальчиковые игры как основное средство развития речи у детей.

База и выборка исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось нами на базе МБДОУ № 14 «Зернышко» с октября 2019 года по февраль 2020 года. В эксперименте участвовали дети третьего года жизни в количестве 50 человек. Вся выборка была разделена на две подгруппы по 25 человек в каждой группе: экспериментальная группа – принявшая участие в экспериментальной работе по развитию активной речи; контрольная группа – не участвующая в экспериментальной программе.

Методы исследования: беседа, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ данных.

В качестве диагностического инструментария мы использовали материал, разработанный Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещерековой [10]. Были использованы несколько речевых ситуаций «Пассивный взрослый», «Совместная игра с взрослым», с помощью которых были оценены следующие критерии сформированности активной речи: инициативность (активное привлечение ребенком взрослого к своим действиям); чувствительность к воздействиям взрослого (реакция ребенка на инициативу взрослого); активная речь (использование вербальных средств); понимание речи (понимание ребенком слов взрослого); способность к выполнению речевых инструкций взрослого (выполнение просьб и указаний взрослого).

Таблица 1.

Результаты диагностики ситуации «Пассивной взрослый»

Параметры речевой активности Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Инициативность 36% 16% 48% 32% 28% 40%
Активная речь 24% 32% 44% 24% 32% 44%

Проведя анализ речевых ситуаций, было выявлено, что с первой ситуацией «Пассивный взрослый» (таблица 1) справились 36% детей экспериментальной группы и 32% детей контрольной группы, которые проявили речевую инициативу по отношению к взрослому. Они постоянно привлекали взрослого к своим действиям, показывали различные способы контактов. У 48% детей экспериментальной группы и у 40% детей контрольной группы вообще не наблюдается то, что дети обращали внимания на взрослого, не проявляли активности и инициативности, занимались тем, чем они занимались (играли, сидели, наблюдали за взрослым). У 16% детей экспериментальной группы и у 28% детей контрольной группы выявлен средний уровень, они в средней степени проявили активность и инициативность и их действия были однообразны и примитивны. Активную речь в данной ситуации использовали лишь 24% детей экспериментальной и контрольной группы, 44% детей экспериментальной и контрольной группы не использовали активную речь. В качестве средств общения 44% детей обеих групп использовали речь, остальные использовали эмоционально – мимические средства общения.

Таблица 2.

Результаты диагностики ситуации «Совместная игра с взрослым»

Параметры речевой активности Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Инициативность 20% 32% 48% 16% 40% 44%
Чувствительность к воздействиям взрослого 28% 20% 52% 32% 20% 48%
Активная речь 32% 20% 48% 28% 28% 44%
Понимание речи 32% 36% 32% 32% 32% 36%
Выполнение речевых инструкций 40% 12% 48% 44% 12% 44%

Во второй ситуации «Совместная игра с взрослым» (таблица 2) 48% детей экспериментальной группы и 44% детей контрольной группы не проявили инициативу, они пассивно следователи инструкциям взрослого. Лишь 20% детей экспериментальной группы и 16% детей контрольной группы проявляли речевую инициативу. 52% детей экспериментальной группы и 48% детей контрольной группы не отвечали на инициативу взрослого, лишь 28% детей экспериментальной группы и 32% детей контрольной группы с интересом откликались на предложения взрослого и поддерживали все его действия. У 48% детей экспериментальной группы и 44% детей контрольной группы выявлен низкий показатель по использованию активной речи. При выполнении первой пробы было выявлено, что дети не смогли назвать предметы, которые предлагал рассмотреть и назвать взрослый или повторяли отдельные слова и предложения за экспериментатором. У 32% детей экспериментальной группы и 28% детей контрольной группы выявлен высокий уровень использования активной речи в беседе с экспериментатором. Эти дети не только называли знакомые им предметы, но и составляли связные предложения и обращались с высказываниями к взрослым. Понимание речи экспериментатора выявлено у 32% детей обеих групп, не понимают речь взрослого 32% детей экспериментальной группы и 36% детей контрольной группы, остальные дети в средней степени понимали речь взрослого. У 48% детей экспериментальной группы и 44% детей контрольной группы выявлено не понимание речевых инструкций взрослого и неумение их выполнять. Дети не реагировали на просьбы взрослого или понимали простые инструкции типа «Дай кубик!». 40% детей экспериментальной группы и 44% детей контрольной группы отлично понимали инструкции взрослого, остальные дети понимали просьбу взрослого после дополнительных разъяснений и комментарий.

Анализируя действия детей при выполнении третьей пробы во второй ситуации, можно сказать, что не все дети готовы к ситуативно-деловому общению. Когда дети затруднялись в выборе игрушки, экспериментатор предлагал совместные действия, от которых многие дети отказывались. Так 52% детей экспериментальной группы и 48% детей контрольной группы совсем не отвечали на предложения взрослого, 28% детей экспериментальной группы и 32% детей контрольной группы с интересом откликались на предложения взрослого. В качестве средств общения во второй ситуации во всех трех пробах 60% детей экспериментальной группы и 56% детей контрольной группы использовали речь, остальные использовали эмоционально – мимические средства общения.

Обобщив полученные данные, мы выделили три уровня развития речевой активности у детей третьего года жизни: у 52% детей экспериментальной группы и у 44% детей контрольной группы — низкий уровень речевой активности, у 32% детей экспериментальной группы и у 28% детей контрольной группы выявлен высокий уровень речевой активности, со средним уровнем речевой активности выявлено 16% детей экспериментальной группы и 28% детей контрольной группы.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей низкий уровень речевой активности. Дети лучше понимают речь, чем пользуются ей в повседневной деятельности. Они малоинициативны, не срамятся к совместному общению, игнорируют просьбы взрослого или выполняют элементарные инструкции. Эти результаты приводят к надобности организации и проведения педагогической работы по повышению речевой активности у детей третьего года жизни.

Был разработан комплекс занятий с использованием пальчиковых игр. Программа включала в себя 15 коррекционно-развивающих занятий, продолжительностью 15-20 мин. Занятия проходили 1 раз в неделю 3-х месяцев.

Занятия с пальчиковыми играми включали в себя следующие приемы:

1.Пальчиковый массаж, самомассаж.
2.Пальчиковый гимнастический комплекс.
3.Пальчиковые игры (упражнения для кистей, упражнения для пальцев условно статические, упражнения для пальцев динамические).


Рис. 1. Уровень сформированности активной речи у детей экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента

В конце эксперимента были получены результаты, отличающиеся от результатов констатирующего эксперимента, что говорит о динамике развития активной речи у детей экспериментальной группы. На рисунке 1 видно, что увеличилось число детей с высоким уровнем сформированности активной речи на 12%, уменьшилось число детей с низкм уровнем речевой активности на 20%. Дети стали более активно использовать речь как средство общения. Они с интересом и с легкостью общаются с взрослым, спрашивают, комментируют, проявляют инициативу и активность. Они хорошо понимают речь взрослого, выполняют все его инструкции, стремятся к совместной речевой деятельности.

Таким образом, в конце экспериментальной работы в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика развития активной речи у детей третьего года жизни. Дети стали проявлять речевую инициативу в повседневной деятельности, речевую активность в общении со сверстниками и взрослыми, дети стали лучше понимать речь, проявлять активность при вопросах со стороны детей и взрослых. Дети стали лучше понимать речевые инструкции взрослого, стали более отзывчивыми к инициативе взрослого, дети в больше степени используют речевые средства общения в повседневной деятельности.


Список литературы

  1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей /А.М. Бородич. – М.: Академия, 2011. – 384 с.
  2. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать /С.Е. Гаврина. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 165 с.
  3. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. – М.: Академия, 2014. – 226 с.
  4. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста /В.П. Глухов // Дефектология. – 2009. – № 4. – С. 68−75.
  5. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга / М. М. Кольцова. – М.: Академия, 2013. – 142 с.
  6. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2011. – 224 с.
  7. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. – М.: Юрайт, 2014. – 268 с.
  8. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: метод, пособие / Г.М. Лямина. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 96 с.
  9. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 44 с.
  10. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет /Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – М.: МГППУ, 2002. – 128 с.
  11. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2012. – 224 с.
  12. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников /О.С. Ушакова. – М.: Институт Психотерапии, 2011. – 256 с.
  13. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избр. псих. труды. / Д.Б. Эльконин. – М.: Диалог, 2013. – 560 с.