УДК 373

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

№25,

Педагогические науки

Хамидуллина Рузиля Замировна


Научный руководитель: Ушатикова И. И.


Ключевые слова: СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ; ПОДРОСТКИ; РОДИТЕЛИ; ШКОЛА; РЕКОМЕНДАЦИИ; FAMILY EDUCATION; TEENAGERS; PARENTS; SCHOOL; RECOMMENDATIONS.


Аннотация: В статье рассматриваются современные тенденции и проблемы семейного воспитания подростков. Определено место семьи в системе ценностей подростков. Выявлены и уточнены проблемы и трудности, возникающие у родителей в воспитании детей подросткового возраста. На основе теоретического и эмпирического изучения практики семейного воспитания сделан вывод о том, что проблемы в воспитании подростков определяются преимущественно их эмансипацией и значительным падением значимости семьи в системе их ценностей, с одной стороны, и недостаточностью психолого-педагогических знаний у родителей, с другой.

Особое место в изучении современных тенденций и проблем семейного воспитания занимает вопрос о воспитании подростков, поведение которых характеризуются повышенным стремлением к независимости, самостоятельности и самовыражению. В подростковом возрасте авторитет сверстников становится более значительным по сравнению с авторитетом взрослых, а замечания родителей подросток воспринимает агрессивно. Родителям становится все более сложно понять своего ребенка и, соответственно, общение нередко перетекает в конфликты. В результате именно подростковый возраст выявляет ошибки, ранее допущенные родителями в воспитании.

На данном этапе особую роль может сыграть школа. Она способна выступить в качестве общественного «контролера» семейного воспитания подростков, оказать родителям необходимую помощь, которая поможет в преодолении проблем и трудностей в данной сфере.

В соответствии с этим актуальность проводимого исследования состоит в том, что оно позволит повысить эффективность воспитательных воздействий на формирующуюся личность, преодолеть действие негативных факторов, отрицательно сказывающихся на ее развитии. Помощь школы родителям, воспитывающим подростков, может содействовать повышению педагогической культуры современных семей, предупреждению возникновения значительного числа ошибок в данной сфере.

Теоретическое изучение современных тенденций и проблем семейного воспитания подростков на основе анализа психолого-педагогической литературы позволило определить семейное воспитание как совокупность целенаправленного воспитательного и неконтролируемого социализирующего воздействия на ребенка, которое осуществляется в семейной обстановке. Семейное воспитание перенимает черты той эпохи, в рамках которой оно осуществляется. Так, на современном этапе оно характеризуется спонтанностью, адаптивностью и автоматизацией, стихийным характером; скрытой природой целей; сложностью воспитательных воздействий [2, с. 27].

В сфере воспитания подростков в последние годы исследователями отмечены следующие тенденции:
— повышение неопределенности семейных ценностей;
— снижение результативности семейного воспитания;
— отсутствие у семей знаний о его содержании и особенностях;
— недостаточность внимания к подросткам со стороны родителей;
— увеличение количества семей, живущих в условиях материальной необеспеченности и количества подростков, воспитывающихся в неполных и малодетных семьях [1; 3].

Эти тенденции обусловливают возникновение ряда проблем в семейном воспитании подростков, которые могут быть решены посредством установления сотруднических отношений между родителями и школой, где школа выступает в роли общественного института, направляющего и отчасти контролирующего выполнение семьей воспитательной функции [4, с. 59].

Проведенный нами анализ научной литературы позволил сформулировать предположение о том, что проблемы в воспитании подростков определяются преимущественно их эмансипацией и значительным падением значимости семьи в системе их ценностей, с одной стороны, и недостаточностью психолого-педагогических знаний у родителей, с другой.

Для его проверки на базе Нижнекамской школы № 29 было проведено эмпирическое исследование, выборку которого составили 30 подростков и их родителей. В ходе исследования были использованы методики: «Система ценностных ориентаций подростков», направленная на определение места семьи в системе ценностных ориентаций подростков, «Опросник детско-родительских отношений» А.Я. Варга, В.В. Столина для выявления проблем в семейном воспитании подростков, а также «Анкета для родителей» – для уточнения наиболее часто встречающихся трудностей в воспитании подростков.

Исследование показало, что современные подростки недостаточно высоко ценят семью и семейные отношения. Семья и семейные отношения находятся в середине шкалы ценностей современных подростков, большинство из них поставили ее на пятое, шестое или седьмое место из двенадцати.

Анализ результатов опросника детско-родительских отношений позволил выявить наиболее распространенные трудности, возникающие в отношениях родителей к подросткам:
— чуть меньше половины родителей относятся к ним с недостаточной степенью эмоционального принятия, хотя и не отвергают их;
— примерно треть родителей не устанавливают психологическую дистанцию между собой и своим ребенком-подростком;
— пятая часть родителей практически не контролируют действия своих детей-подростков;
— чуть меньше половины родителей считают любые неудачи своего ребенка возникшими вследствие воздействия внешних обстоятельств.

На основе полученных данных был сделан вывод о том, что наиболее распространенными проблемами семейного воспитания подростков являются:
— отсутствие достаточного со стороны родителей контроля за их действиями;
— преуменьшение родителями ответственности подростка за его неудачи.

Анкетирование родителей также помогло выявить следующие проблемы:
— недостаток педагогических знаний у родителей, склонность обращаться к неавторитетным, непроверенным источникам информации в области воспитания подростков;
— распространенность среди современных подростков тенденции к непослушанию, уклонениям от учебы по причине ориентации на другие виды деятельности;
— недостаток эмоционально насыщенного общения родителей с подростками;
— недостаточную общественно-трудовую активность современных подростков;
— неумение родителей действовать в ситуации проявлений негативизма со стороны подростков;
— проявления недисциплинированности, грубости среди подростков, склонности к пропускам занятий.

Выявленные проблемы позволили сформулировать рекомендации по совершенствованию организации взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания подростков:
1. В совместной деятельности школы и родителей необходимо усиление работы, способствующей повышению значимости ценности семьи и семейных отношений в сознании современных подростков.
2. Школа должна проводить работу, направленную на осознание родителями необходимости личностного, эмоционального общения с подростками, установления оптимальной психологической дистанции с ними.
3. Необходимо проведение целенаправленной и систематической работы по педагогическому просвещению родителей подростков, способствующей формированию у них знаний и умений в области семейного воспитания, знаний о психологических особенностях подросткового возраста, навыков взаимодействия с подростками с учетом их возрастных и индивидуально-личностных особенностей.

Соблюдение перечисленных рекомендаций позволит повысить эффективность семейного воспитания подростков, способствуя тем самым преодолению существующих проблем.


Список литературы

  1. Абашина А.Д., Расчетина С.А. Современные проблемы семьи и детства: пути их решения // Социальная педагогика. – 2017. – №3. – С. 47-55.
  2. Дедюкина В.А. Семья как институт воспитания // Здоровая семья – здоровые дети. – 2014. – С. 35-38.
  3. Меренков А.В. Тенденции изменения семейного воспитания в современном обществе // Социологические исследования. – 2013. – № 2. – С. 101-110.
  4. Моцик К.И. Современные педагогические проблемы в семейном воспитании // E-Scio. – 2019. – № 4. – С. 56-61.
  5. Осипова Л.Б., Устинова О.В. Особенности формирования личности подростков в различных типах семей // Вестник ВятГУ. – 2014. – № 2. – С. 14-19.