УДК 37.01

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№25,

Педагогические науки

Касымова Алина Фаритовна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., кандидат психологических наук.


Ключевые слова: ИГРА; ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ; СРЕДСТВО; РАЗВИТИЕ; КОММУНИКАЦИЯ; КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ; ДОШКОЛЬНИКИ; ДЕТИ; GAME; PLAY-DRAMATIZATION; MEANS; DEVELOPMENT; COMMUNICATION; COMMUNICATION SKILLS; PRESCHOOLERS; CHILDREN.


Аннотация: В статье рассматривается проблема развития коммуникативных умений у старших дошкольников. Коммуникация является для дошкольника значимым социальным пространством. В развитии коммуникативных умений важную роль играют игры-драматизации.

Коммуникативное развитие дошкольника по ФГОС ДО рассматривается как средство, которое дает возможность овладеть процессом общения с позиции культурного наследия нации, а также это средство постоянного пополнения словарного запаса, формирования грамотного, связного монологического и диалогического разговора. Чтобы достичь высокого уровня коммуникативного развития необходим творческий подход, умение вести диалог, грамотный фонетический слух, знание литературы, общий уровень развития. Коммуникативное развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму [1].

Изучение и развитие коммуникативных умений привлекает внимание специалистов различных областей знания (в психологии, лингвистике, методисты, дефектологии, логопедии). Это связано с тем, что коммуникативные умения рассматриваются с позиции высшей формы рече-мыслительной деятельности (с позиции Т.В. Ахутиной, Л.С.Выготского, Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Ф.А.Сохина и др.).

Коммуникативные умения рассматриваются как важная психическая функция человека [2]:
— происходит формирование высших форм познавательной деятельности;
— понятийное мышление.

Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Развитие коммуникативных умений можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития человека, например дошкольника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. Это обусловлено тем, что педагогический процесс является по своей сути процессом, предполагающим взаимодействие между социальными институтами (научными, образовательными, культурно-просветительскими), педагогами, родителями, детьми с целью воспитания и обучения подрастающего поколения [3].

Ученые постоянно ищут средства развития коммуникативных умений ребенка, придерживаясь мнения, что эффективным методическим средством для этого является игровая деятельность, в частности игра-драматизация [4].

Методику организации и проведения игр-драматизаций представляли следующие методисты: Л. Ворошнина, Л. Бочкарева, И. Медведева, Т. Шилова и др. ими было отмечено, что игра-драматизация стимулирует активную речь, расширяя словарный запас, помогая усвоению богатства родного языка, являясь источником развития чувств и невербальных элементов общения.

Игра-драматизация дает возможность развить коммуникативные умения у дошкольников, при условии, что педагог будет знать методику организации и проведения игр-драматизаций, индивидуально-психологические и возрастные особенности дошкольника [5].

Таким образом, роль игры-драматизации в формировании коммуникативной деятельности, навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.


Список литературы

  1. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Педагогика. — №8. — 2016. — С.26-32.
  2. Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений // Материалы 48 научно-методической конференции. — Ставрополь: СГУ, 2014. — 351с.
  3. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под редакцией Лисиной М.И. — М.: ПРЕССА, 2012. – 180с.
  4. Фатеев, С. Театр в школе, дома и детском саду / С. Фатеев. – М.: ООО Элтрол, ООО Лада, 2005. – 192с.
  5. Чурина, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар / Э.Г. Чурина. — М.: Владос, 2004. — 160с.