УДК 37.012

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОСТИ

№25,

Педагогические науки

Ильин Александр Геннадьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: ЭКОЛОГИЯ; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА; ГЛОБАЛИЗАЦИЯ; СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ; ECOLOGY; ENVIRONMENTAL EDUCATION; ENVIRONMENTAL PROBLEM; GLOBALIZATION; SYSTEM OF MODERN VALUES.


Аннотация: Разнообразие конкретно — исторических ценностных систем ставит вопрос об их значимости. Сегодня существуют различные точки зрения на экологическую проблему. Формационный подход характеризуется соотнесением типов ценностных систем с этапами развития человечества или типами общественно-экономических формаций, как это принято в марксистской системе ценностей, и решает задачу определения основных, преимущественно экономических ценностей различных обществ. В настоящее время так же важно уделять внимание формированию ценностей, которые будут направлены набережное отношение к природе. Природа должна расцениваться как первичная среда обитания, без которой человек не сможет реализовывать свои потребности и творческие начала.

На современном этапе общественного развития следует обратить особое внимание на вопрос экологического дискурса, так как этот вопрос мало исследован в современной науке. Главным образом, исследователи сосредоточили внимание преимущественно на его концептуальном изучении, а не на построении общей модели экологического ценностного дискурса. Именно ценность должна определять экологическое поведение современного человека, начиная с раннего возраста [4].

В современной науке не существует единого общепризнанного определения понятия «дискурс». Мы понимаем дискурс как особый способ общения, обусловленный культурно-историческими условиями его функционирования. Соответственно, праздничный дискурс — это особый тип ритуальной групповой коммуникации, эстетически оформлен и детерминированный социокультурной ситуацией.

Экологический дискурс тесно связан с другими научными дискурсами. Он взаимодействует с социальным, бытовым, политическим, педагогическим и другим дискурсами, при этом может перенимать отдельные жанры в неизменном виде, или же наполнять их своим собственным содержанием.

Экологический дискурс отражает динамические изменения, происходящие в обществе на разных этапах его развития. Он упорядочивает жизнь общества, выделяя из потока обыденной жизни наиболее важные события, придает им особую ценность и экзистенциональную значимость. Эту функцию реализует данный дискурс в устойчивых коммуникативных ситуациях, спектр которых в культуре ограничен пространством хозяйственной деятельности.

В экологическом дискурсе отражаются ценностные ориентации общества. Ценностные установки дискурса обусловлены его целью: отрефлексировать, оценить знания, которые отражают культурную и социальную самоосознанность социума, возможность социальной идентификации. К ценностям экологического дискурса мы относим коллективные знания и оценки, идеальные модели природного мира, совокупность природосберегающих технологий и мировоззрения. Что особенно важно в настоящее время. Экологическое сознание определяется как обобщенное, оценочное и целенаправленное отражение действительности в ее конструктивно-творческом преобразовании, в опережающем мыслительном моделировании действий, в предвидении их последствий, в рациональном регулировании и самоконтроле деятельности [2].

Экологический дискурс по разному проявляется в Восточной и Западной цивилизации. Определение и сравнение основных ценностей восточных и западных обществ важно для исследования особенностей мировосприятия в различных современных обществах [3]. Типологизация экологических ценностей была проведена по двум основным признакам: по значению ценности и по локальной принадлежности к культуре. Экологическое воспитание и образование в современном мире требуют пересмотра системы ценностей и культурных определяющих поведения людей. Значимость данной статьи в том, что в ней даются основные направляющие развития современного образования в области природоохранной деятельности и экологического воспитания и образования.

Фундаментом экологического сознания являются экологические знания, которые наряду с экологическим мышлением, мировоззрением, этикой и культурой являются компонентами экологического образования. Экологическое образование на пороге II-го тысячелетия стало необходимой составляющей гармоничного, экологически безопасного развития.

Таким образом, на современном этапе развития цивилизации, противоречия между обществом и природой, требуют быстрого теоретического и практического решения. Человечество находится в тупике и если не будет найдено и реализовано оптимальное решение для выхода из него, гибель общества и коллапс биосферы наступят с неотвратимой закономерностью [2]. Оставшееся следует тратить уже не на размышления, а на принятие решений и конкретные действия.


Список литературы

  1. Афанасьева И.М., Моралова Е.А. Взаимодействие школа — вуз в рамках непрерывного экологического воспитания // В сборнике: проблемы многоуровневого образования. Материалы ХIV Международной научно-методической конференции. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2011. С. 230-231.
  2. Зайцева О.А. Роль сетевого взаимодействия школы и вуза в реализации задач экологического воспитания и развитии исследовательских компетенций школьников // Современные исследования. 2018. № 8 (12). С. 6-8.
  3. Зайцева О.А. Сотрудничество вуза и школы в вопросах экологического воспитания и решении глобальных экологических проблем // В сборнике: Экологическая безопасность и устойчивое развитие урбанизированных территорий сборник докладов. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2018. С. 75-79.
  4. Миниханова Г. М. Экскурсия как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста // NovaUm, № 24, 2020г. Режим доступа — http://novaum.ru/public/p1712