УДК 159.9

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ У ЛЮДЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

№25,

Психологические науки

Шевцов Михаил Владимирович


Ключевые слова: ЗДОРОВЬЕ; ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ; ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ; HEALTH; INTERNAL PICTURE OF HEALTH; INTERNAL PICTURE OF ATHLETES ‘ HEALTH.


Аннотация:В данной статье рассмотрен термин здоровье и внутренняя картина здоровья. Проводится анализ влияния отношения человека к здоровью на качество его жизни. Представлены и проанализированы результаты исследования, посвящённого изучению внутренней картины здоровья у подростков, занимающихся спортивной деятельностью.

Представление о здоровье человека интенсивно развивается и разрабатывается в психологии. Психология рассматривает феномен здоровья индивида, анализируя и комплексно соотнося между собой физиологические, социальные факторы, которые влияют на самочувствие человека.

В. А. Ананьев в своей монографии «Введение в психологию здоровья» указывает, что самочувствие человека и общее психическое и физиологическое благосостояние позволяют не только иметь крепкое здоровье, но и реализовывать личностные цели. По этой причине, в концепцию здоровья следует включать и поведенческие компоненты, положительно влияющие на общее качество жизни человека, способствуя большей возможности для самореализации [3].

В психологическую литературу понятие психическое здоровье вошло сравнительно недавно. Почти во всех словарях термин психическое здоровье отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии: психическое здоровье — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Несмотря на это в повседневной жизни для людей более характерно воспринимать состояние собственного здоровья в рамках отсутствия болезни. Сторонники традиционной медицинской модели чаще определяют патологии и болезни, посредством классификаций и описаний всевозможных отклонений, упуская психологический смысл понятия «здоровье». В сознании обывателя «болезнь», явление куда более реальное, чем «здоровье и душевное благополучие». Поэтому само понятие «здоровье» в сознании большинства людей все еще лишено конкретного психологического смысла [1].

Понятие внутренней картины здоровья было введено А.Б. Орловым как противопоставление термину «внутренняя картина болезни», предложенному А.Р. Лурией [5].

Ананьев В. А. рассматривает внутреннюю картину здоровья (ВКЗ), с одной стороны, как совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой — как особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию [4].

ВКЗ не является врожденной, она формируется в ходе воспитания и социализации, начиная с ранних этапов жизни. Развитие внутренней картины здоровья ребенка осуществляется поэтапно, по мере его взросления перемещается внутрь личности, проявляется в его поведении. Поэтому внутренняя картина здоровья у детей имеет решающее значение в формировании здоровых, полезных привычек [2].

В исследовании приняли участие 458 подростков, 51% мальчиков и 49% девочек. Возрастной состав респондентов варьировал от 11 до 17 лет.

В ходе исследования проанализировано отношение подростков к здоровью, к занятиям физической культурой и спортом, влияние физкультурно-спортивной деятельности на здоровье подрастающего поколения. Основным индикатором, характеризующим здоровье подростков, выбран уровень индивидуального здоровья, оцененный участниками опроса по шкале от «отличного» до «плохого». Самооценка здоровья респондентов выглядит следующим образом: большинство подростков считают свое здоровье отличным (29%) и хорошим (53%). Удовлетворительную оценку своему здоровью дают 15% подростков, 2 % опрошенных оценивают свое здоровье, как плохое.

Подростки, не занимающиеся спортом, чаще в свободное время играют в компьютерные игры, смотрят телевизор, чем подростки, выбравшие спорт (13% и 5% соответственно). Большая часть мальчиков (70%) и девочек (67%) занимается физкультурой и спортом круглый год, примерно пятая часть респондентов (21%) – в основном летом, по 5% мальчиков и девочек – в основном зимой.

Каждый день физкультурой и спортом занимаются 17% подростков, от 4 до 6 раз в неделю — 31% респондентов, 2-3 раза в неделю – 32% опрошенных, 2% — 1 раз в неделю. Среди респондентов, не болевших ни разу в учебном году (29,5%), в группе с частотой занятий физкультурно-спортивной деятельностью от 2-3 раз в неделю и более, количество не болевших ни разу в учебном году составляет 24,0%, в то время как в группе подростков, занимающихся 1 раз в неделю и совсем не занимающихся, процент не болевших в учебном году составляет всего 1,5%.

В составе подростков, занимающихся физической культурой и спортом круглый год, доля респондентов, не болевших ни разу, выше в сравнении с респондентами, пренебрегающими физкультурно-спортивной деятельностью (29% в сравнении с 18%). Большая часть респондентов (55%) отмечает положительное влияние физкультуры и спорта на учебную деятельность в образовательном учреждении и дома.

Таким образом, занятия физической культурой и спортом — это не просто времяпрепровождение или развлечение, которое можно заменить другими видами отдыха, а неотъемлемая часть комплекса гигиенических мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьника.

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с четким соблюдением режима дня являются надежным профилактическим средством, способствуют мобилизации жизненно важных функций организма, двигательных способностей, воспитанию таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе.

Физические упражнения благотворно влияют на установление и развитие всех функций центральной нервной системы. Способствуют более осознанному подходу к состоянию собственного здоровья, формируя целостную внутреннюю картину здоровья, что в свою очередь оказывает положительное влияние на общее качество жизни человека и создаёт условия для реализации человеком личностного потенциала.


Список литературы

  1. Бальсевич, В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологической проблемы. // Вопросы философии. — 2013. — №8. — С. 78-89.
  2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. / Ю.В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331с.
  3. Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья — термин или концепция? // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. С. 86–88.
  4. Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб.: Речь. — 2002. — 256 с.
  5. Орлов А. Б. Возникновение новой психодиагностики: некоторые симптомы и тенденции // Вопр. психол. — 1991. — № 5. С. 129—130.
  6. https://scienceforum.ru/2017/article/2017030672