УДК 37

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

№25,

Педагогические науки

Чеботаева Лейсан Фирдаусовна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., кандидат психологических наук.


Ключевые слова: ПЕДАГОГИКА; ПСИХОЛОГИЯ; ТРУД; РЕБЕНОК; ПРОЦЕСС; ПОКОЛЕНИЕ; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; PEDAGOGY; PSYCHOLOGY; LABOR; CHILD; PROCESS; GENERATION; ACTIVITY.


Аннотация: Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих трудах часто затрагивал эту проблему В.А. Сухомлинский. Великий педагог писал, что «труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Трудовое воспитание важная составляющая всего учебно-воспитательного процесса в ДОО. За последние десятилетия, в изменившихся социальных условиях, в результате процессов гумманизации и демократизации, произошли изменения в отношении к трудовому воспитанию младшего поколения, о необходимости которого утверждают многие педагоги: Р.С. Буре [2], М.А. Васильева, Г.Н. Година [4], В.Г. Нечаева [3] и другие.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих трудах часто затрагивал эту проблему В.А. Сухомлинский. Великий педагог писал, что «труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [6].

Трудовое воспитание может проходить в разных направлениях, одним из которых является процесс ознакомления с трудом взрослых. Представления дошкольников о труде взрослых включают в себя элементарные знания ребенка о профессиях взрослых, о заводах, фабриках, о видах орудий труда, о сельском хозяйстве. Эти знания играют важную роль в процессе социализации ребенка, они дают понять маленькому человеку, как устроено общество, какие задачи оно выполняет, и какие задачи выполняет каждый человек. Вместе с тем, знакомясь с особенностями трудовой деятельности взрослых, у дошкольника формируется интерес к трудовой деятельности, положительное отношение к труду [1].

Актуальность исследования обусловлена значимостью трудового воспитания дошкольников и важностью формирования у них представлений о труде взрослых. Поэтому возникает необходимость поиска новых оптимальных и эффективных методов и средств формирования у дошкольников знаний о труде взрослых.

Объект исследования – процесс трудового воспитания в дошкольном возрасте.

Предмет исследования – экскурсия как средство ознакомление с трудом взрослых.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, направленных на развитие представлений о труде взрослых посредством экскурсий.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Провести первоначальную диагностику уровня сформированности знаний о труде взрослых у дошкольников.
  3. Разработать и апробировать программу формирования у дошкольников знаний о труде взрослых.
  4. Выявить эффективность проведенной экспериментальной работы по формированию у дошкольников знаний о труде взрослых в условиях ДОУ.

Гипотеза. Процесс ознакомления дошкольников с трудом взрослых будет проходить успешно на экскурсиях, которые будут проходить успешно при условии:

  • создания положительного эмоционального фона через использование художественной литературы и занимательных заданий;
  • осуществления целенаправленной работу по отражению полученных впечатлений в изобразительной и игровой деятельности.

В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 5-6 лет и педагоги. Дети, принимавшие участие в нашем исследовании были проведены нами на две группы: экспериментальная группа – 20 детей старшей группы МАДОУ №17; контрольная группа – 20 детей старшей группы МАДОУ №111.

Для обследования исходного уровня сформированости трудовых навыков и умений у детей экспериментальной и контрольной групп применялась методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности О.А. Сафоновой [1]. Диагностика осуществлялась нами в ходе многократных наблюдений за трудовой деятельностью детей. За этот период мы смогли наблюдать за деятельностью детей во время дежурств за столовой, занятиям, уголку природы. Так же наблюдали за детьми во время проведения гигиенических процедур (умывание, подготовка ко сну, одевание на прогулку). За тем как дети убираются на игровой площадке и в игровых уголках. Наблюдали за деятельностью детей во время художественного и ручного труда.

В таблице 1 представим соотношение количества детей экспериментальной и контрольной группы по уровням сформированности трудовых навыков и умений на констатирующем этапе исследования.

Таблица 1.

Соотношение количества детей по уровням сформированности трудовых навыков и умений на констатирующем этапе исследования

Уровень развития Экспериментальная группа Контрольная группа
Количество детей ; % Количество детей; %
Высокий 7 35% 3 15%
Оптимальный 2 10% 3 15%
Средний 10 50% 11 55%
Ниже среднего 1 5% 3 15%

Анализируя результаты исходного исследования на соотношение количества детей в экспериментальной и контрольной группе по уровням сформированности трудовых навыков и умений высокий уровень развития выявлен у 7 детей (35%) в экспериментальной группе, а в контрольной – 3 ребенка (15%); оптимальный уровень развития в экспериментальной группе у 2 детей (10%); а в контрольной у 3 человек (15%); средний уровень развития в экспериментальной группе 10 дошкольников (50%), а в контрольной у 11 ребят (55%); уровень ниже среднего у одного ребенка (5%) в экспериментальной группе, а в контрольной у детей (15%).

Таким образом, на основе анализа диагностических данных нами сделаны выводы: уровень сформированности трудовых навыков и умений у детей обеих групп не достаточен. В основном находится на среднем уровне. Дети недостаточно хорошо владеют такими компонентами трудовой деятельности как постановка цели, планирование, оценивание результатов деятельности.

Проведенное обследование и полученные результаты, позволили нам сформулировать задачи, и наметить дальнейшие мероприятия с детьми по формированию у них общих компонентов трудовой деятельности: постановки цели, планирования трудовой деятельности, оценивания результатов работы и отношения к работе.

Формирующий эксперимент включал в себя программу по трудовому воспитанию детей 5-6 лет, которую мы составили, опираясь на основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е.[5].

Цель программы: приобщить дошкольников 5-6 лет к труду взрослых.

Задачи программы:

  • расширить у дошкольников знания о профессиях;
  • обогатить знания дошкольников об орудиях труда и процессе труда у наиболее распространенных профессий;
  • воспитать у дошкольников уважение и интерес к труду взрослых;
  • развивать трудолюбие у дошкольников.

Информацию о профессиях дети могут получить во время педагогического процесса в детском саду и за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтение, обсуждения, рассматривание картинок, проведения театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями, элементами трудовой деятельности). Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности с взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.

Таким образом, программа обогатит знания детей о труде взрослых, дети узнали о многих профессиях, об их содержании, о том какими орудиями труда пользуются представители той или иной профессии, о самом процессе труда, о результате труда.

В конце эксперимента в экспериментальной группе в формировании трудовых навыков и умений произошли изменения. Анализируя результаты контрольного этапа исследования по уровням сформированности трудовых навыков и умений детей высокий уровень в экспериментальной группе выявлен у 8 человек (40%), а в контрольной группе у 4 ребят (20%); оптимальный уровень выявлен в экспериментальной группе у 4 детей (20%), а в контрольной группе у 3 детей (15%); средний уровень выявлен в экспериментальной группе у 8 детей (40%), а в контрольной у 11 человек (55%); уровень ниже среднего в экспериментальной группе не выявлен ни у одного ребенка, а в контрольной группе у 2 человек (10%).

Из приведенных данных мы видим, что знакомство с трудом взрослых в процессе организации труда детей экспериментальной группы оказало положительное влияние на формирование у них общих трудовых навыков и умений.

Таким образом, по данным контрольной диагностики можно сделать вывод, что у детей экспериментальной группы уровень сформированности трудовых навыков и умений, вырос более существенно, чем в контрольной группе. А это, в свою очередь, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы: трудовое воспитание детей дошкольного возраста будет эффективным, если использовать в данном процессе современные педагогические технологии.


Список литературы

  1. Аксенов, Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия / Д.Е. Аксенов. — М.: Проспект, 2012. – 336 с.
  2. Буре, Р.С. Дошкольник и труд /Р.С. Буре. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. –144 с.
  3. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др.; Сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г. Нечаевой. – 3 – е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2013. – 207 с.
  4. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду /Г.Н. Година. – М.: Академия, 2017. – 694 с.
  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой . – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
  6. Сухомлинский, В.А. О воспитании / сост. Д.И. Латышина.-М.: Школьная Пресса, 2003. – 192 с.