УДК 37

РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

№25,

Педагогические науки

Тумакова Ирина Владимировна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: СВЯЗНАЯ РЕЧЬ; СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА; НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ИГРА; COHERENT SPEECH; STORY-ROLE-PLAYING GAME; VISUAL MODELING; PRESCHOOL AGE; GAME.


Аннотация: Статья содержит анализ научных разработок по проблеме развития связной речи в детском возрасте, применения сюжетно-ролевой игры как средства формирования связной речи и метода наглядного моделирования, используемый при организации и проведении сюжетно-ролевой игры.

Проблема развития речи детей – одна из основных задач детского образовательного учреждения, так как речь – это главное орудие человеческого общения. Речевое развитие в дошкольном возрасте является основным аспектом личностного развития ребенка. Способность правильно и грамотно говорить – необходимый компонент гармоничного развития личности ребенка [5].

Овладение связной речью дошкольников – важная задача, стоящая перед педагогом ДОУ. Связная речь – это высшая форма речемыслительной деятельности, и, по мнению многих исследователей (Л.С. Выготский [2], А.А. Леонтьев [8], С.Л. Рубинштейн [11]), она является показателем интеллектуального и речевого развития ребенка. Низкий уровень развития связной речи у дошкольников приводит к отрицательным последствиям и деформации межличностных отношений. Это препятствует полноценному развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, их социальной адаптации. Поэтому так важно акцентировать внимание именно на развитии связной речи.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска новых путей развития связной речи у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных средств развития связной речи в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра посредством наглядного моделирования.

Связная речь изучалась в аспекте разных наук: лингвистики, психолингвистики, психологии, педагогики. Среди ученых, изучающих связную речь, можно выделить таких как Л.С. Выготского [2], А.Н. Гвоздева [3], В.П. Глухова [5], Р.И. Лалаеву [8], А.А. Леонтьева [9], Ф.А. Сохина [12]. Методику развития связной речи разрабатывали А.М. Бородич [1], В.В. Гербова [4], О.С. Ушакова [13]. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у дошкольников рассматривали Р.И. Жуковская [6], А.В. Запорожец [7], А.П. Усова [13], Д.Б. Эльконин [15].

По мнению Ф.А. Сохина, связная речь — это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. По его мнению, связная речь свидетельствует об овладении ребенком родным языком, его звуковым и грамматическим строем, а также словарем [12]. Ф.А. Сохин считает, что связная речь включает в себя все стороны овладения родным языком: фонетико-фонематическая, лексическая, грамматическая стороны речи, связная речь [12].

По определению С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, «которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания» [11]. В своей работе С.Л. Рубинштейн указывал, что связность — это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [11]. Таким образом, можно говорить, что основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Согласно А.М. Леушиной, связная речь — это такая речь, в которой выражена законченная мысль, закрепленная в грамматических формах. По ее мнению, ребенок «сначала овладевает ситуативной речью, а затем постепенно переходит к контекстной речи» [10]. Ситуативная речь возникает в определенной конкретной ситуации, а контекстная речь не связана с конкретной ситуацией и опирается на языковые средства.

Н.А. Стародубова под связной речью подразумевает развернутое высказывание, которое дает возможность людям общаться и понимать другу друга, коллективно договариваться.

Критериями связности речи выступают: логичность и наличие смысловых связей; структурное единство; последовательность изложения; законченность выражения мысли говорящего; адекватное использование языковых и внеязыковых средств [5].

Ф.А. Сохин отметил, что связная речь в дошкольном возрасте – это результат освоения детьми всех аспектов родного языка (звуковая структура, лексическая сторона, грамматический строй) [12]. В процессе речевого онтогенеза без речевых патологий развитие связной речи происходит постепенно параллельно развитию деятельности и мышления. Уже в младенческом возрасте закладываются основы будущего связного высказывания у ребенка в процессе его эмоционального общения с родителями. К концу первого года жизни уже появляются первые осознанные слова, которые отражают основные потребности ребенка [1].

Связная речь развивается в процессе социального развития ребенка в первый год в ходе эмоционального общения с взрослым, в последующие годы в процессе практического с социумом. К 4-5 годам у ребенка появляется связная развернутая речь, обогащенная мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией. Овладение связной речи происходит постепенно в процессе познания ребенком окружающего мира. С началом школьного обучения у нормально развивающихся детей связная речь развита уже достаточно хорошо.

Формирование связной речи детей происходит в речевом окружении взрослых с первых дней жизни, так как речь – это не врожденное явление. Она развивается в процессе онтогенеза синхронно с физическим и умственным развитием ребенка и является одним из основных критериев его общего развития. Взаимодействие детей дошкольного возраста происходит в основном в форме диалога, с небольшими монологическими вставками, которые представляют собой небольшое развернутое высказывание из нескольких предложений, несущие в себе различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного) [3]. Как показывают исследования Л.С. Выготского [2], С.Л. Рубинштейна [11] в дошкольном возрасте дети сначала овладевают элементарной диалогической речью и ее качество зависит от умения детей вести монолог.

На сегодняшний день существует разнообразное множество приемов и методов для развития связной речи в дошкольном возрасте, среди которых можно отметить сюжетно-ролевую игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает мир, через игру у ребенка формируются коммуникативные качества, формируется связная речь. Сюжетно-ролевая игра создает условия для речевого развития и учит детей взаимодействию друг с другом, она является отличным тренажером в подготовке детей к жизни в обществе. Примеряя на себя определенную роль, ребенок учится связно и логично строить свои высказывания, учит последовательно выражать свои мысли [14].

Для того чтобы игра была полной и эмоционально насыщенной, педагогу необходимо ею руководить, а именно направлять игровые действия ребенка и учить условно переводить его накопленный опыт в условно игровой план, т.е. побуждать ребенка к самостоятельному творческому отражению действительности в игре. Эффективному руководству сюжетно-ролевой игры в целях развития связной речи у детей способствует наглядное моделирование. Наглядное моделирование представляет собой деятельность, основанная на знаково-символической основе, дающая возможность воспроизводить существенные абстрактные свойства изучаемого объекта, что обеспечивает ребенку визуально представить эти абстрактные понятия. Наглядные модели помогут дошкольнику увидеть образец пространства и объектов воображаемого мира, они способствуют сюжетосложению в процессе игры [6].

Именно наглядное моделирование позволяет дошкольнику без особых трудностей представить предмет, объект или ситуацию. В качестве основных моделей в наглядном моделировании используют: предметные картинки, силуэтные изображения, пентаграммы, геометрические фигуры, планы и условные обозначения. С помощью данных элементов происходит передача информации графически.

Наглядные модели можно использовать в сюжетно-ролевой игре, в этом случае они будут лишь напоминать те предметы или объекты, которые используются в действительности. Они позволяют дошкольникам в игре выполнять игровые действия, подталкивают детей искать подходящие заменители.

Наглядная модель — это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического). Организуя предметно-игровую среду с использованием моделей, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре [13].

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что огромная роль в развитии связной речи у дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре. Использование наглядных моделей в сюжетно-ролевой игре является инновационным подходом в организации игровой деятельности дошкольников. Моделирование обогащает содержание игры, применение данного метода повышает интерес к игровой деятельности, развивает положительную мотивацию и потребность сюжетно-ролевой игре. Наглядные модели развивают умственные способности, творческое воображение, активизируют познавательную деятельность.


Список литературы

  1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей /А.М. Бородич. – М.: Академия, 2011. – 384 с.
  2. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2006. – 420 с.
  3. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. – М.: Академия, 2014. – 226 с.
  4. Гербова, В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений /В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с.
  5. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста /В.П. Глухов // Дефектология. – 2009. – № 4. – С. 68−75.
  6. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Сост. Р.И. Жуковская. – М.: Юрайт, 2013. – 436 с.
  7. Запорожец, А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. – М.: Академия, 2008. – 258 с.
  8. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2011. – 224 с.
  9. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
  10. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2012. – 369 с.
  11. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей / С.Л. Рубинштейн. – СП.: Питер, 2002. – 720 с.
  12. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2012. – 224 с.
  13. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей /А.П. Усова. – М.: Педагогика, 2006. – 258 с.
  14. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников /О.С. Ушакова. – М.: Институт Психотерапии, 2011. – 256 с.
  15. Эльконин, Д. Б. Психология игры. 2-е изд. / Д. Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 360 с.