УДК 37

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ LEGO КОНСТРУИРОВАНИЯ В ДОО

№25,

Педагогические науки

Киселева Алёна Александровна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., cтарший преподаватель.


Ключевые слова: КОНСТРУКТОР; ТВОРЧЕСТВО; ДЕТИ; ВООБРАЖЕНИЕ; DESIGNER; CREATIVITY; CHILDREN; IMAGINATION.


Аннотация: В статье проанализированы результаты диагностики, которые были проведены в контрольной и экспериментальной группах, по развитию творческой активности детей 5-6 лет. После чего был организован и проведен формирующий эксперимент, который показал, что у детей повысился интерес к творческой деятельности, дети стали проявлять инициативу в продуктивной деятельности, она стала целенаправленной и законченной.

Дошкольный возраст – один из самых благоприятных периодов для развития творческой активности, ведь именно в это время можно заметить первые проявления детского творчества (интересно придуманная сказка или история, оригинальная идея рисунка, интересный замысел игры, неординарный способ решения задачи). В арсенале педагога ДОУ находится множество средств и приемов развития детского творчества, среди которых можно выделить изобразительную деятельность, сказку, музыкальные занятия. Однако в настоящее время выделяют еще одно эффективное средство – конструктор LEGO. Конструктор LEGO является универсальной развивающей детской игрушкой, которая дает возможность ребенку воплотить свой задуманный образ, творить. Конструктор LEGO развивает творческое воображение, творческие способности, делает занятия более разнообразными и красочными [5].

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 90 «Подсолнушек» с октября 2019 года по март 2020 года. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 40 человек. Вся выборка была разделена на две подгруппы по 20 человек в каждой группе: экспериментальная группа – принявшая участие в экспериментальной работе по развитию творческой активности; контрольная группа – не участвующая в экспериментальной программе.

Оценка сформировнности творческой активности дошкольников осуществлялась по следующим критериям: интерес и мотивация к творческой деятельности; уровень развития творческого воображения и мышления; оригинальность продуктов деятельности.

В соответствии с выделенными критериями оценки были подобраны диагностические методы и методики:1.Наблюдение за продуктивной деятельностью детей. Цель: выявить интерес и мотивацию к творческой деятельности.2.Методика «Солнце в комнате». Авторы В.Синельников, В.Кудрявцев [12]. Цель: исследовать уровень развития творческого воображения и мышления, оценка степени реализации творческого воображения у дошкольников.3.Методика «Нарисуй что-нибудь». Автор Р.С. Немов [6]. Цель: оценить способность ребенка создавать оригинальные образы.



Рисунок 1. Уровень творческой активности у старших дошкольников в начале эксперимента

Проанализировав данные рис. 1 выявлено, что в начале эксперимента 50% детей обеих групп выявлен низкий уровень творческой активности, у 35% детей экспериментальной группы и у 40% детей контрольной группы выявлен средний уровень, у 15% детей экспериментальной группы и у 10% детей контрольной группы выявлен высокий уровень творческой активности. Таким образом, у детей выявлен низкий уровень сформированности творческой активности.



Рисунок 2. Уровень развития творческого воображения у старших дошкольников в начале эксперимента

Проанализировав рис. 2, мы выявили, что в экспериментальной группе у 40% дошкольников выявлен средний уровень развития реализации воображения, в контрольной группе со средним уровнем 30% детей. У 30% дошкольников экспериментальной группы и у 45% детей контрольной группы мы вывили уровень ниже среднего. У 25% дошкольников экспериментальной группы и у 20% детей контрольной группы выявили низкий уровень развития реализации воображения.



Рисунок 3. Уровень развития способности создавать оригинальные образы у старших дошкольников в начале эксперимента

Проанализировав рис. 3, мы выявили у большинства старших дошкольников обеих групп средний уровень развития оригинальности (ЭГ – 40%, КГ – 50%).У 30% дошкольников экспериментальной группы и у 25% детей контрольной группы мы выявили низкий уровень оригинальности творческого воображения. У 20% детей обеих групп выявлен очень низкий уровень оригинальности творческого воображения. У 10% дошкольников экспериментальной группы и у 5% контрольной группы выявлен высокий уровень оригинальности творческого воображения.

Таким образом, проведя констатирующее исследование, мы выявили, что у большинства детей наблюдается низкий уровень сформированности творческой активности у детей дошкольного возраста. Дети проявляют незначительный интерес к творческой деятельности, целенаправленность этой деятельность низкая и нет завершенности деятельности, наблюдается безынициативность в творческой деятельности. Уровень развития творческого воображения и мышления, реализация творческого воображения у старших дошкольников находится на среднем и низком уровне, дети не знают, как исправить нереальное и превратить это в реальную ситуацию, отделить несоответствующий элемент от других, при этом сохранить его в контексте заданной ситуации. Способность создавать оригинальные образы и рисунки находится на низком и среднем уровне.

Поэтому был организован и проведен формирующий эксперимент. Были выдвинуты следующие задачи:
1.Расширить представления детей об окружающем мире на основе создания конструктивных 3D-моделей.
2.Познакомить детей с деталями конструктора и способами создания 3D-моделей.
3.Сформировать у детей знания, умения, навыки конструирования при сборке моделей из конструктора.
4.Развивать творческий потенциал, творческую активность, творческие способности и воображение дошкольников.
5.Развивать способность реализовать мысли и образы в реальность.
6.Развивать пространственное и техническое мышление, мыслительные операции (синтез, анализ, обобщение, классификация), внимание, память, мелкую моторику пальцев.
7.Развивать способности фантазирования формой.

На первом этапе была обогащена предметно-развивающая среда, направленная на развитие детского творчества. Были созданы два уголка: «Центр конструирования» и «Центр творчества».

На втором этапе был разработан комплекс занятий по развитию творческого воображения и творческой активности у старших дошкольников посредством конструктора LEGO. Развивающая работа проводилась 4 месяца и включала в себя 20 занятий, продолжительность занятий 25-30 минут, занятия проводились 1-2 раз в неделю. Использовалась групповая форма работы.

Занятия LEGO конструирования начинались со свободных игр с использованием конструктора LEGO. Цель данных игр дать детям возможность потрогать, пощупать детали конструктора, просто поиграть сними. Затем проводилась пальчиковая гимнастика или физкультминутка. А уже потом работа с конструктором.

Тематика занятий достаточно разнообразная, что дает возможность расширить кругозор у детей: это сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос. Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

В процессе занятий LEGO конструирования у детей развивается творческое мышление и воображение, повышается творческая активность. Реализация детского творчества проходит в несколько этапов:
1.Формирование замысла. Здесь у детей формируется идея, она может возникнуть самостоятельно, а может быть предложена взрослым.
2. Реализация замысла. Ребенок воплощает свою идею в реальность с помощью конструктора.
3. Анализ творческой работы. При завершении работы, ребенок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
4. Рефлексия. При осмыслении проделанной работы у детей углубляются и конкретизируются полученные представления. За счет этого расширяется опыт взаимодействия с конструктором.

Контрольный эксперимент показал, что у детей повысился интерес к творческой деятельности, дети стали проявлять инициативу в продуктивной деятельности, она стала целенаправленной и законченной. Уровень развития творческого воображения у дошкольников в конце эксперимента повысился до среднего и выше среднего, дети во время беседы дали более оригинальные ответы, чем на констатирующем эксперименте. Появились дети, которые дали содержательные ответы сложного характера: солнце как узор на обоях; солнце, как лампочка; солнце, как декор в квартире. Способность создавать оригинальные образы также повысилась. Рисунки детей стали оригинальными по сравнению с началом эксперимента, просматривается их фантазия, элементы новизны. Появилось много рисунков с сюжетом, где персонажи взаимодействуют, показаны их движения, и даже эмоции. Рисунки стали эмоционально насыщенные, красочные.


Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2013. – С. 305.
  2. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов /В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2018. – С. 176.
  3. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий. – Смоленск, 2014. – С. 153.
  4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника: метод.пособие для воспитателей и родителей /О.М. Дьяченко. – М.: Мозаикка-синтез, 2017. – С. 128.
  5. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 339.
  6. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики / М.В. Ильина. – М.: Книголюб, 2014. – С. 56.
  7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. / М.С. Ишмакова. – М.: Маска, 2013. – С. 100.
  8. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. / С.В. Коноваленко. – М.: Детство-Пресс, 2012. – С. 112.
  9. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов /А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – С. 352.
  10. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I /А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2013. – С. 392.
  11. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. / Л.А. Парамонова. – М.: Первое сентября, 2010. – С. 79.
  12. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии /Синельников В. // Дошкольное воспитание. – 2013. – №10. – С.16-19
  13. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей / Л.Ю. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2015. – С. 192.