УДК 37

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№25,

Педагогические науки

Сагдеева Азалия Расыховна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., cтарший преподаватель.


Ключевые слова: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; РАЗВИТИЕ РЕЧИ; ДЕТИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА; ISUAL ACTIVITY; SPEECH DEVELOPMENT; CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE; PRESCHOOL PEDAGOGY.


Аннотация: В статье проводится теоретическое изучение проблемы развития речи у детей среднего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности. Исследуются особенности речевого развития в среднем дошкольном возрасте, изучается специфика изобразительной деятельности как средства развития речи, анализируется методика организации занятий по изобразительной деятельности в средней группе.

В настоящее время особую значимость в дошкольном образовании приобретает работа по развитию речи, являющаяся одним из основных направлений его реализации. Через речь индивидуальное сознание дошкольника не ограничивается индивидуальным опытом, но обогащается результатами коллективного опыта других людей и обеспечивает для развития личности ребенка гораздо больше, чем другие процессы невербального познания. При этом, использование в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста такого средства как изобразительная деятельность, является актуальным и соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования к созданию условий для всестороннего развития личности ребенка на основе учета его индивидуальных качеств и характеристик.

Цель статьи состоит в том, чтобы изучить проблему развития речи у детей среднего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности. В ходе исследования изучается процесс речевого развития ребенка в дошкольном возрасте и изобразительная деятельность как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что среди многих задач воспитания и обучения дошкольников, которые решаются в условиях образовательного учреждения, развитие речи ребенка является одной из основных. Эта общая задача включает в свое содержание ряд специальных частных задач: воспитание звуковой культуры речи; обогащение, закрепление и активизацию словаря; совершенствование грамматической правильности речи; обучение разговорной (диалогической) речи; развитие связной монологической речи; воспитание интереса к художественному слову; подготовка к обучению грамоте [1, с. 78].

Речевое развитие в среднем дошкольном возрасте может быть охарактеризовано по основным направлениям формирования речи ребенка. Так, фонетико-фонематическое развитие речи ребенка среднего дошкольного возраста характеризуется тем, что в этом возрасте у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата, большинство детей правильно произносят почти все звуки родного языка [4, с. 51]. Лексико-грамматическое развитие ребенка характеризуется тем, что на пятом году жизни закрепляется согласование прилагательного с существительным, предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Дети овладевают словами, обозначающими геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь среднего дошкольника состоит из 2200 слов. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных [2, с. 81]. В сфере развития связной речи, на пятом году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети чаще всего пользуются диалогической формой речи, однако возникают предпосылки формирования монологической контекстной речи. Дети начинают осваивать разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов [3, с. 35].

Одним из эффективных средств развития речи ребенка дошкольного возраста является продуктивная деятельность, одной из разновидностей которой является изобразительная. Такая деятельность невозможна без речевого сопровождения. Во время занятий изобразительной деятельностью у детей развиваются сложные психические процессы, основанные на ощущениях и восприятии. Дети проговаривают вслух то, что они воспринимают в процессе изобразительной деятельности, называют определенные свойства предмета, показывают их более четко. Поэтому наряду с развитием умственных операций, в изобразительной деятельности у ребенка также развивается речь [5, с. 119].

Все это позволяет сделать вывод о том, что изобразительная деятельность может использоваться в качестве эффективного средства развития речи у детей дошкольного возраста. При этом, основной формой организации изобразительной деятельности дошкольников в условиях ДОУ является занятие, характеризующееся наличием в нем познавательной цели, программного содержания, учебной задачи и учебных действий, обязательного участия взрослых в деятельности детей, а также контроля и оценки. Занятия изобразительной деятельностью в средней группе проводятся в течение 15-20 минут, программой предусмотрены одно занятие по рисованию, одно занятие по лепке в неделю и по одному занятию по аппликации и конструированию, чередующимися через неделю.

Структура занятия изобразительной деятельностью в средней группе ДОУ может быть охарактеризована следующим образом. Цель вводной части (организационного момента) состоит в том, чтобы научить детей работать вместе, установить с ними эмоциональный контакт. Для этого можно прочитать сказку, сыграть в игру на тему занятия, прослушать песню, организовать сюрпризный момент, провести беседу, рассматривание альбома и т. д. На этапе знакомства с темой проводятся беседы с детьми, что представляет собой основную смысловую нагрузку всей образовательной деятельности. Этот этап может включать в себя работу с литературными произведениями, загадки, объяснение материала, показ репродукций, направленные на повышение познавательной активности, развитие творческих способностей детей, развитие речи. Практическая часть занятия посвящена самостоятельной работе дошкольников с использованием методов и приемов изобразительной деятельности, обращения их внимания на отдельные элементы изображения через игровые элементы, работу детей с наглядными пособиями. На этапе подведения итогов и рефлексии целью деятельности воспитателя является закрепление знаний, полученных детьми в процессе организации индивидуальной, парной, групповой работы, проведения викторин, выставок детского творчества. В конце занятия обязательным является анализ работ и деятельности детей.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью в средней группе требуют педагогического руководства их организацией и проведением, от правильности которого зависит не только успешность художественно-эстетического, но и, в конечном счете, речевого развития детей среднего дошкольного возраста. В ходе правильно организованных занятий изобразительная деятельность может использоваться в качестве эффективного средства развития речи в работе с детьми среднего дошкольного возраста.


Список литературы

  1. Абобакирова О. Особенности развития речи у дошкольников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2019. — № 6. – С. 78 – 81.
  2. Гришина К.А. Особенности формирования монологической речи у детей среднего дошкольного возраста // Символ науки. – 2019. — № 10. – С. 81 – 83.
  3. Егорова Т.Н. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. – 2018. – С. 34 – 35.
  4. Кравцова Ю.А., Шуритенкова В.А. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста // Филологическое образование в период детства. – 2016. — № 23. – С. 51 – 54.
  5. Смирнова И.Н. Развитие речи у дошкольников в процессе занятий изобразительной деятельностью // Вестник РГГУ. – 2015. — № 2. – С. 118 – 124.