УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРА LEGO В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№25,

Педагогические науки

Киселева Алёна Александровна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., cтарший преподаватель.


Ключевые слова: КОНСТРУКТОР; ТВОРЧЕСТВО; ДЕТИ; ВООБРАЖЕНИЕ; DESIGNER; CREATIVITY; CHILDREN; IMAGINATION.


Аннотация: В статье проанализированы особенности творческой деятельности детей дошкольного возраста, прописано, что важную роль в развитии творческой активности играет конструирование с помощью LEGO. LEGO-конструирование – это вид творческо-продуктивной деятельности, так как эта деятельность дает возможность свободно конструировать задуманное, дает возможность творить и мыслить нестандартно.

Дошкольный возраст – один из самых благоприятных периодов для развития творческой активности, ведь именно в это время можно заметить первые проявления детского творчества (интересно придуманная сказка или история, оригинальная идея рисунка, интересный замысел игры, неординарный способ решения задачи). В арсенале педагога ДОУ находится множество средств и приемов развития детского творчества, среди которых можно выделить изобразительную деятельность, сказку, музыкальные занятия. Однако в настоящее время выделяют еще одно эффективное средство – конструктор LEGO. Конструктор LEGO является универсальной развивающей детской игрушкой, которая дает возможность ребенку воплотить свой задуманный образ, творить. Конструктор LEGO развивает творческое воображение, творческие способности, делает занятия более разнообразными и красочными [6].

Творчество – это деятельность, которая порождает качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, имеющее социальное значение. Опираясь на исследования Л.С. Выготского [3], можно утверждать, что центральным компонентом творчества является способность к воображению. Воображение свойственно только человеку и оно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Имея развитые творческие способности, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

А.И. Савенков, Д.В. Ушаков согласны с мнением Я.А. Пономарева, считающий, что творчество возможно тогда, когда человек активен и деятелен. В процессе творчества активность проявляется как непроизвольная активность психики, возникает целый поток идей, образов, ассоциаций [9]. Д.В. Ушаков, Я.А. Пономарев относят творческую активность к потребности в новых знаниях и связана эта деятельность не с целью, а с созданием «побочного продукта» в процессе этой деятельности [9].

Г.С. Арефьева утверждает, что творческая активность – это «высший уровень активности человека» [1]. А.М. Коршунов относит к творческой активности ту деятельность, которая отличается новизной и оригинальностью [9]. По мнению В.Ф. Овчинникова, творческая активность — это одно из проявлений личности, говорящее о ее яркой индивидуальности, способности выдвигать нестандартные решения [8].

Д.Б. Богоявленская характеризует творческую активность как интеллектуальную активность и считает, что она связна с мышлением [2]. Г.И. Щукина утверждает, что творческая активность это личностное образование, выражающее отношение индивида к его деятельности: внимательность, живое участие в процессе, быстрое реагирование [12]. Н.П. Алешаева рассматривает творческую активность, как качество личности и той деятельности, которой она занимается. Творческая активность проявляется в совокупности потребностей, мотивов, интересов, а в ее основе лежит осознанный творческий поиск. Она выделила следующие показатели творческой активности: самостоятельность, оригинальность, новизна результатов и способов деятельности [7].

В основе творческой активности лежит творческое воображение. Творческое воображение изучали многие исследователи, и они по-разному смотрели на его определение. По мнению А.Г. Асмолова, творческое воображение это характерная черта личности. А.Г. Ананьев рассматривал его как основную жизненную необходимость, А.Н. Леонтьев как совокупность устойчивых смысло-образующих мотивов, С.Л. Рубинштейн как динамическую тенденцию, обусловленную мотивами человеческой деятельности [5].

Л.С. Выготский считал дошкольный возраст сенситивным периодом для развития творческого потенциала, что этот процесс важное центральное новообразование дошкольника [3].

Дошкольный период самый благоприятный для развития творческих способностей, так как дети в этот возрастной период любознательны и имеют огромное желание познать окружающий мир. А стремление познать окружающий мир становится предпосылкой для творческой деятельности. А.В. Ершова в своей книге писала что, детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения [5].

Исследования Л.С. Выготского [3], В. В. Давыдова [4], Е.И. Игнатьева [7], Д.Б. Эльконина [13] отмечали, что эффективность учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном учреждении в значительной степени определяет творческая активность. Они указывали на то, что творчество и творческие способности являются условием продуктивного усвоения детьми новых знаний и развития творческой личности ребенка.

Творческая активность в дошкольном возрасте взаимосвязана, по мнению Г.И. Щукиной [12], B.C. Юркевича [14] с познавательными возможностями ребенка, по мнению Л.А. Венгера, Н.С. Лейтеса, Н.Н. Поддьякова с умственным развитием ребенка и его уровнем мышления[10].

Творческая активность дошкольника характеризуется, как способность ребенка активизировать свою мыслительную деятельность, и направить ее на достижение поставленной цели, создание нового продукта деятельности. Она проявляется в творческой деятельности дошкольника, которая определяется его индивидуальными качествами, влияющие на успешность выполнения им творческой деятельности. Основными характеристиками творческой активности являются самостоятельность мыслительного акта, независимость суждений, высокий познавательный потенциал, любознательность, разнообразие интересов [3].

Е.Е. Туник выделил следующие характеристики творчески активного ребенка:развитая речь и словарный запас;хорошо обучаемы, быстро усваивают материал;способны к абстрактному мышлению;легко решают поставленные задачи;обладают большей концентрацией внимания;независимы, изобретательны, любознательны;обладают тонким чувством юмора;остро реагируют на несправедливость [11].

О.М. Дьяченко выделяет три этапа становления творческой активности в детском возрасте.

Первый этап приходится на период, когда ребенку исполняется 2,5-3 года. Второй этап – на период 4-5 лет. Творчество в эти два периода носит воспроизводящий характер, так как дошкольнику свойственно следовать образцам. К этому возрасту в процесс творческой деятельности включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Творческие способности развивается в процессе рисования, конструирования, ролевой игры. В 6-7 лет начинается бурное развитие творческих способностей ребенка. Этим обозначается начало третьего этапа в развитии данного процесса в детстве. В этот период у дошкольника возникают воображаемые друзья или враги. Творчество претерпевает качественные изменения [5].

Важную роль в развитии творческой активности играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Среди продуктивных видов деятельности можно выделить конструирование, так как в результате мы получаем конкретный продукт [8].

Среди разнообразия видов конструирования наибольшую популярность приобрел конструктор LEGO. Конструктор LEGO приобрел широкую популярность во многих ДОУ, так как он позволяет решить многие задачи по развитию мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Играя с конструктором, у дошкольников формируется умение действовать последовательно, развивается моторика пальцев, творческая активность и творческое воображение. Конструктор LEGO расширяет знания и представления детей об окружающем мире, обогащает их опыт взаимодействия и с предметами [10].

LEGO-конструктор активно развивает детское творчество, поэтому для успешного решения данной задачи, чтобы конструирование носило творческий характер, необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки. Например, при создании лего-рамки в изобразительной деятельности детям предлагается на основе картин знаменитых художников создать свою лего-рамку, или детям предлагается стать волшебником и оживить картинку: сначала дети рисуют пейзаж, а затем с помощью LEGO-конструктора заселяют данную картинку лего-героями. Все это развивает творческую активность дошкольников. Создание лего-конструкций к сюжетно-ролевым играм или к театрализованной деятельности способствуют созданию творческого пространства, развивают творческое воображение и творческое мышление. Создание лего-шумелок на музыкальных занятиях способствуют созданию атмосферы творчества и радости [13].

Творческие способности при конструировании у детей проявляются в умении умело сочетать знакомые элементы по-новому. Особенность LEGO-конструктора в развитии творческого потенциала детей заключается в том, что он учить ребенка созидать и разрушать, для создания чего-то нового. В.В. Зеленский утверждал, что ломая свою собственную постройку из LEGO, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, выступая в роли творца [9].

Таким образом, важную роль в развитии творческой активности играет конструирование с помощью LEGO. LEGO-конструктор – одна из любых игрушек детей дошкольного возраста, обладающая мощным развивающим потенциалом. С помощью LEGO-конструктора развивается мышление, речь, познавательная и творческая активность, воображение. LEGO-конструирование – это вид творческо-продуктивной деятельности, так как эта деятельность дает возможность свободно конструировать задуманное, дает возможность творить и мыслить нестандартно. LEGO-конструктор в рамках ДОУ может использоваться в различных видах деятельности: в НОД, в игровой, театрализованной деятельности, на музыкальных занятиях и занятиях изобразительной деятельности.


Список литературы

  1. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика /Г.С. Арефьева. – М.: Академия, 2015. – С. 206.
  2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Д.Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – С. 274.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2013. – С. 305.
  4. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов /В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2018. – С. 176.
  5. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника: метод.пособие для воспитателей и родителей /О.М. Дьяченко. – М.: Мозаикка-синтез, 2017. – С. 128.
  6. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 339.
  7. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е.И. Игнатьев. – М.: Академия, 2016. – С. 134.
  8. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека / В. Ф. Овчинников. – М.: Академия, 2014. – С. 87.
  9. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. / Л.А. Парамонова. – М.: Первое сентября, 2010. – С. 79.
  10. Поддьяков Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. / Н.Н. Поддьяков. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – С. 407.
  11. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления /Е.Е. Туник // Школьный психолог. – 2008. – № 45. – С. 45-48.
  12. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике /Г.И. Щукиана. – М.: Просвещение, 2010. – С. 352.
  13. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. / Д.Б Эльконин. – М.:МОДЭК, 2017. – С. 417.
  14. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей / В. С. Юркевич. // Вопросы психологии. – 2008. – №2. – С.25-28