УДК 37

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

№25,

Психологические науки

Светлякова Анастасия Дамировна


Научный руководитель: Панфилов А.Н.


Ключевые слова: СЕМЬЯ; ВОСПИТАНИЕ; ЛИЧНОСТЬ; FAMILY; UPBRINGING; PERSONALITY.


Аннотация: В современном обществе постоянно говорят о физическом, моральном, эстетическом, трудовом, умственном воспитании, часто забывая о «началах» всего этого — семейном воспитании.

В современном обществе постоянно говорят о физическом, моральном, эстетическом, трудовом, умственном воспитании, часто забывая о «началах» всего этого — семейном воспитании. Семья — особая, несравненная сила притяжения для человека, это один из источников его мощного влияния на каждого из его членов. Воспитание детей младшего школьного возраста является основной родительской, гражданской обязанностью. В процессе воспитания родители испытывают как радость, так и горе, а иногда даже беспокойство — эмоции здесь могут быть самыми разнообразными [9 с. 51].

Влияние семьи осуществляется в то время, когда психика детей младшего школьного возраста является наиболее чувствительной и пластичной, поэтому уровень нравственной культуры родителей, их устремлений, семейных традиций, всей атмосферы семьи первостепенное значение [1 с. 82].

Семейное воспитание характеризуется непрерывностью и продолжительностью. И в этом ни одно другое образовательное социальное учреждение не может сравниться с семьей. Конечно, влияние семьи на детей младшего школьного возраста в разные периоды их жизни не одинаково. Сама семейная жизнь многому учит детей начальной школы. Поскольку семейные отношения немыслимы без родительской любви и чутких чувств детей младшего школьного возраста к своим родителям, они более эмоциональны по своей природе, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разных возрастов, полов, часто с разными профессиональными интересами. Это позволяет детям младшего школьного возраста проявить свои эмоциональные и интеллектуальные способности в максимально возможной степени.

Почти 70% родителей детей младшего школьного возраста склонны переоценивать свои способности, а 25% недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей младшего школьного возраста. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов в этом вопросе [3 с. 96].

Учителя должны помочь родителям найти подходящий стиль воспитания для детей младшего школьного возраста, где основное внимание будет уделено балансу необходимого ухода и потребностям детей младшего школьного возраста на разных этапах их развития.

Чтобы оказывать всестороннюю помощь своим детям младшего школьного возраста, родителям необходимы знания об особенностях психофизического развития детей младшего школьного возраста. Родители должны принимать детей начальной школы такими, какие они есть, и адекватно оценивать их возможности и потребности.

Психическое и физическое воспитание начинается в семье. Умелое изложение разумных, четко сформулированных требований, постоянный мониторинг поведения детей младшего школьного возраста, правильная организация досуга, воспитание стойких нравственных привычек и качеств [5 с. 46].

Трудовое воспитание также начинается в семье. Это дает возможность в будущем вести самостоятельную трудовую жизнь. Самым простым и легким видом работы является самообслуживание (приводятся в порядок чистота, аккуратность). Если дети младшего школьного возраста учатся заниматься полезной работой, эта привычка остается на всю жизнь. Получив трудовое воспитание в семье, растут более самостоятельными, активными, трудолюбивыми, сознательно выполняют свои профессиональные обязанности.

Об эффективности семейных отношений можно говорить только тогда, когда семейные функции выполняются в благоприятной семейной среде, где преобладают взаимопонимание, дружба, любовь, найден правильный подход к детям младшего школьного возраста, необходимые методы и средства воспитания определены. Нельзя забывать о роли семейных традиций, которые обладают огромным образовательным потенциалом, используются в формировании нравственных качеств, эстетических взглядов, положительных качеств личности детей младшего школьного возраста. Многие из них, будучи улучшенными, становятся правилами, нормами, своеобразными неписанными законами. В жизни любой семьи бывают события, которые традиционно отмечаются как семейные праздники: дни рождения, совершеннолетие, получение паспорта, проводы в армию, бракосочетание, серебряные и золотые свадьбы, выход на пенсию [14 с. 63].

В большинстве семей существует разумный ритм жизни с определенными простыми правилами и привычками, которые уже выполняются как будто автоматически. В субботу или воскресенье все члены семьи собираются за чашкой чая и спокойно разговаривают: где отдохнуть летом, какую одежду купить, например, зимой, о предстоящей поездке за город, об учебе, работе. Такие разговоры являются одной из семейных традиций. Другие традиции: путешествия по стране, прогулки по лесу. Традиции каждой семьи имеют свои особенности.

Взрослые обязаны замечать и подчеркивать положительные черты у детей младшего школьного возраста и тем самым укреплять его самооценку, уверенность в себе; помочь ему избежать ошибок; поддержка неудач. Но, к сожалению, не все семьи практикуют это.

Существует четыре тактики воспитания в семье и, соответственно, четыре стиля семейных отношений [2 с. 37]:
— диктатура, проявляющаяся в подавлении одних членов семьи, в основном взрослых, инициативе и чувстве собственного достоинства у других;
— опека, то есть система отношений, когда родители, предоставляя свой труд для удовлетворения всех потребностей детей младшего школьного возраста, защищают его от любых забот;
— невмешательство — система отношений, основанная на признании возможности самостоятельного существования взрослых и детей младшего школьного возраста;
— сотрудничество — межличностные отношения определяются общими целями и задачами совместной деятельности.

Если дети младшего школьного возраста не могут вести себя так, как хотелось бы родителям, они должны понять: почему это происходит. Необходимо показать детям младшего школьного возраста, что их неудача ни в коей мере не умаляет их личных заслуг. Для этого нужно опираться на сильные стороны детей младшего школьного возраста, показать, что им довольны, проявить любовь и уважение, проводить с ними больше времени [9 с. 56].

Лучшие отношения детей младшего школьного возраста в семье обычно развиваются, когда родители придерживаются сотрудничества. Этот стиль наиболее способствует развитию независимости, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение детей младшего школьного возраста направлено в этом случае последовательно и одновременно гибко и рационально [10 с. 82]:
— родители ценят послушание и независимость;
— родительское давление используется только в необходимом объеме;
— родители прислушиваются к мнению детей младшего школьного возраста, но не исходить только из их желаний;
— родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение детьми младшего школьного возраста;
— родители устанавливают правила и строго соблюдают их, но не считают себя непогрешимыми.

Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест, и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Избыток в направлении свободы действий заставляет детей младшего школьного возраста чувствовать, что родители не заботятся о нем.

Самая важная основа семьи — супружеская, родительская, сыновняя, любовь дочери. Семейные отношения также должны характеризоваться сердечностью, особым тактом, взаимным уступчивостью, стремлением каждого выполнять свои обязанности [4 с. 45].

Лучшие отношения младших школьников в семье, как правило, развиваются, когда родители сотрудничают. Этот стиль наиболее способствует формированию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение детей младшего школьного возраста направлено в этом случае последовательно и одновременно с гибкостью и рациональностью.


Список литературы

  1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис.канд. психол.наук. — М.: Вагриус, 2019. — 206 с.
  2. Васягина Н.Н. Диагностика детско-родительских отношений: пособие по практической психологии. — Шадринск: Изд-во шадринского пединститута, 2018. 49 с.
  3. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М.: КСП, 2017.- 160 с.
  4. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. — М.: Педагогика, 2019. -159 с.
  5. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Дис. канд. психол. наук. — М.: Гардарики, 2018.- 165 с.
  6. Мишина Т.М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи». //Психогигиена и психопрофилактика: Сб. науч. тр.. – Спб.: Питер, 2018. — С. 21-26.
  7. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.: Гардарики, 2019. -96 с.
  8. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. — М.: «Когито-Центр», 2018. – 230 с.
  9. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М.: Мысль, 2015. — 312с.
  10. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 2017. -154 с.