УДК 37.018.26

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ

№25,

Педагогические науки

Самигуллина Ляйля Ришатовна


Научный руководитель: Миннулина Р.Ф., канд. пед. наук, доцент


Ключевые слова: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; РОДИТЕЛИ; ВОСПИТАННИКИ; ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; УСЛОВИЯ; СУБЪЕКТЫ; INTERACTION; PARENTS; PUPILS; PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION; CONDITIONS; SUBJECTS.


Аннотация: Актуальность нашей статьи заключается в том, что проблема взаимодействия родителей и дошкольного учреждения на сегодняшний день стоит на таком уровне, что в связи с загруженностью родителей это проблематично. В данной работе мы рассматриваем результат нашего проведенного исследования.

Для начала своей исследовательской деятельности мы провели анализ педагогической литературы, которая находилась в нашем ДОУ, а так же, то что можно было просмотреть на сайте электронной библиотеки. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Красногорский детский сад «Радуга» в городе Мамадыш.

Анализ опыта педагогической деятельности по организации совместной работы с семьей показал, что дошкольного образовательного учреждения большое внимание уделяет данному вопросу. С порога садика можно увидеть множество стендов для родителей. Стенды направлены на информирование о жизни дошкольного образовательного учреждения: мероприятия городского масштаба и масштаба дошкольного образовательного учреждения; достижения дошкольного образовательного учреждения. Анализ стендов в коридоре показал, что дошкольное образовательное учреждение направлено на совместную работу с семьей. На стендах отображены занятия и мероприятия, в которых активными участниками являются дети и родители.

Наиболее распространенной формой работы с семьей является праздничные мероприятия. Для родителей эта самая интересная и приятная форма работы. Такая работа способствует приобщению родителей к жизни детей в рамках дошкольного образовательного учреждения. Также дети получают возможность показать себя родителям в другом амплуа, показать чему они научились и что умеют. Такая работа позволяет достичь сотрудничества не только семьи и дошкольного образовательного учреждения, но сотрудничества родителей и детей (подготовка к празднику предполагает процесс сотрудничества, а сам праздник позволяет наслаждаться результатами совместного труда).

Родительские собрания проходят не менее двух раза в год. В основном родительские собрания проходят по плану и с заявленной темой. Кроме этого воспитатели затрагивают актуальные вопросы и решают вместе с родителями. Каждое родительское собрание поводится по запланированному плану. Анализ протоколов родительских собраний показал, что собрания посещаются не полным составом. Решения, которое принимаются на родительских собраниях лаконичны, результативны, понятны родителям и охватывают конкретную ситуацию.

Новой формой работы с семьей является организация квест игр, открытых дней. Открытые дни в дошкольном образовательном учреждении проходят один раз в год. Такая форма позволяет родителям познать в реальной жизни реалии дошкольного образовательного учреждения. Родители могу посетить занятия, понаблюдать за поведением своего ребенка, особенностями его познавательного развития.

Исследование состояния взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей проводилось в три этапа. На первом этапе было организовано и проведено исследование. Вначале были подобраны методики исследования. В качестве методики исследования было выбрано тестирование.

В ходе исследования были диагностированы 50 родителей старших дошкольников. Также был проведен анализ деятельности педагогов данных групп. На основе деятельности воспитателей были получены следующие результаты.

В своей педагогической работе воспитатели уделяют большое внимание организации взаимодействия с семьей. Мы с уверенностью можем отметить то что дети очень рады тому, что родители вовлечены в эту работу. Процесс формирования полноценной личности детей будет результативным, если родители будут интересоваться детьми, участвовать в воспитании детей, поддерживать связь с дошкольным учреждением.

Мы стараемся активно вовлекать родителей в процесс воспитания детей. Иногда такая работа увенчивается успехом, иногда воспитатели сталкиваются с нежеланием родителей совместной деятельности. Вовлечение родителей в данный процесс является важным, от которого зависит результат воспитания и развития. Анализ педагогического опыта воспитателей показал, что для воспитания детей, воспитатели используют разнообразные формы и методы: беседы, консультации, совместные занятия, тематические мероприятия, родительские собрания, наглядно-информационные материалы.

На основе чего возникают трудности в выборе наиболее оптимальных форм и методов сотрудничества с семьей. Родители в основном направлены только на то, что бы отвести ребенка в сад и забрать его, не говоря уже о совместном сотрудничестве. По наблюдениям воспитателей можно сказать, что большинство родителей не проявляют интереса к работе дошкольного учреждения. Членов семьи бывает очень сложно привлечь к совместной работе, поэтому, на практике, в основном, ограничиваются с проведением родительских собраний, праздничных мероприятий и внедрением печатных консультаций. В такой работе, семья является пассивным участником.

В опросе участвовали 50 родителей старших дошкольников. Некоторые отказывались участвовать в анкетировании, многих детей забирали не мама и папа, некоторые дети не ходили, две анкеты были испорчены (неправильно даны ответы, что мешало провести интерпретацию результатов). Максимальное количество ответов, которые могли дать родители 12. Вопросы были закрытой формы, и требовали ответов «да» или «нет». Диагностика осуществлялась на основе следующих критериев: если родитель давал от 9 и больше положительных ответов, то это оценивалось как высокий уровень взаимодействия дошкольного учреждения с семьей; если родители давали от 7 до 9 положительных ответов, то это оценивалось как средний уровень; меньше 6 положительных ответов оценивался как низкий уровень взаимодействий дошкольного учреждения с семьей.

Свою исследовательскую работу мы проводили с родителями. В работе участвовали родителей двух параллельных групп старших дошкольников которых мы разделили на 2 группы, контрольную и экспериментальную.

Анализируя анкетирование, мы видим следующее, 32%, в экспериментальной группе 40% родителей достаточно хорошие показатели уровня взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Родители стараются принимать участие в праздничных мероприятиях, но сомневаются в необходимости индивидуальных и групповых консультаций для родителей; неплохо ориентируются в воспитании детей, но дома не уделяют должного внимания.

В контрольной группе 20%, в экспериментальной группе 16% родителей высоко оценивают уровень взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, они самые активные участники различных мероприятий дошкольного образовательного учреждения, причем не просто зрители; достаточно хорошо владеют информацией о воспитании, большое количество информации они получают от воспитателей группы, также активно развивают детей и дома.

В контрольной группе 48%, в экспериментальной группе 44% родителей показали пассивное участие в жизни дошкольного учреждения. Эти родители неохотно согласились поучаствовать в анкетировании, сославшись на нехватки времени.

В ходе беседы с родителями выяснилось, что многие из них с удовольствием участвовали бы в жизни дошкольного образовательного учреждения, но в виду занятости не могут посвятить много времени, порой совсем не могут. Многие родители отметили, что электронная информация о дошкольном учреждении является очень удобным, что бы совсем не выпадать из жизни дошкольного учреждения. Исходя из полученных результатов исследования, можно сказать, что активные родители в жизни садика – активные по обучению и развитию детей дома. В основном, одни и те же родители посещают все мероприятия и занятия, уделяют внимание всем информационным стендам и материалам, консультируются с воспитателями.

На основе проведенного исследования, появилась необходимость в организации системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей. В работе были задействованы родители экспериментальной группы. После проведения работы с родителями, была проведена вторичная диагностика отношения родителей к дошкольному учреждению.

Теперь мы можем говорит о том что, родители экспериментальной группы стали более открытыми и доступными для совместной работы с дошкольным учреждением. По данным, полученных в контрольной группе, можно отметить, что в группе родителей также доминируют низкие показатели.

В экспериментальной группе значительно сократились низкие показатели. На основе анализа результатов экспериментальной группы можно сказать, что взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи должно проводиться систематически.

Результаты контрольной группы свидетельствуют, что приводимая работа воспитателями не достаточна для организации успешного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Обобщая анализ исследований, по теме практической разработки системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, можно сделать следующие выводы. Проанализировав педагогическую деятельность воспитателей старших групп, было получено, что в дошкольном учреждении большое внимание уделяют взаимодействию с семьей. Для исследования уровня взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, было проведено анкетирование родителей. Диагностики была направлены на выявление степени включенности родителей в жизнь ребенка в дошкольном учреждении. Большинство родителей заинтересованы в сотрудничестве с дошкольным учреждением, эти родители принимают активное участие в мероприятиях в рамках дошкольного учреждения.

Эмпирическое исследование было направлено на диагностику особенностей организации системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Сначала была проведена беседа с воспитателями старших групп, для анализа особенностей проведения работы с семьями воспитанников. На основе анализа исследований было получено, что воспитатели настроены на активное сотрудничество с семьями.

На сегодняшний день взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи является особенно актуальным. Современные родители не направлены на полноценное сотрудничество с воспитателями своих детей. В свою очередь, гармоничное взаимодействие педагогов с семьей является условием успешного и полноценного развития и воспитания детей. На основе особенности современного общества, отношения родителей к дошкольному учреждению, перед педагогами встает задача в выборе эффективных и результативных форм организации взаимодействия с семьей.

Анализ работы воспитателей показал, что в своей педагогической работе используют традиционные методы и формы организации взаимодействия с семьями. Хотя педагоги и находятся на пути внедрения инновационных форм работы, в этой работе они не до конца уверены, испытывают сомнения и трудности. Как считают, сами педагоги они направлены на взаимодействие, но в данном процессе сталкиваются с трудностями.

Основываясь на результаты беседы с воспитателями, анализа их педагогического опыта, было проведено экспериментальное исследование, которое было проведено исследование в три этапа. На первом этапе была проведена первичная диагностика отношения родителей к организации взаимодействия с дошкольным учреждением.

Диагностика проводилась на основе тестирования родителей старших дошкольников по методике «Отношение родителей к взаимодействию с дошкольным учреждением» Т.Н. Дороновой. В эксперименте были задействованы родители двух старших групп. Следует отметить, что организовать диагностику родителей было достаточно сложным и трудоемким. Лишь небольшое количество родителей открыто относились к исследованию. Они с удовольствием ответили на вопросы, дополнили их личным отношением к дошкольному учреждению. Но, к сожалению, было много родителей, которые напротив, очень скептически отнеслись к тестированию. Они начали спрашивать для чего этого, где эти результаты могут быть афишированы и т.д.

Бесспорно, инициатива взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи должно исходить от дошкольного учреждения. Поэтому, организуя процесс взаимодействия необходимо учитывать ряд фактором, которые влияют на сам процесс. Во-первых, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждой семьи и на основе этого строить взаимодействие с семьей. Во-вторых, необходимо выдвигать на обсуждение актуальные проблемы и вопросы данного возраста. В-третьих, необходимо использовать все формы работы с родителями. Воспитатели должны творчески подходить к организации взаимодействия с родителями, быть терпеливыми и старательными, и готовыми принять любую ситуацию и исход.

Анализ проблем, с которыми сталкивается педагогический коллектив с семьёй, показал, что все затруднения связаны с отсутствием доверия, взаимопонимания и сотрудничества между дошкольным образовательным учреждением и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентностью.


Список литературы

  1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка// Дошкольное воспитание 2015. №6. С. 66-70.
  2. Венгер А.Л. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). Москва, 2017. 325с.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Москва, ТЦ Сфера, 2018. -96 с.
  4. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. Москва, Сфера, 2015. -80 с.
  5. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи// Воспитатель ДОУ. 2019. №4. -С. 74-83.
  6. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., ДенисоваЕ.Н.Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. Москва ,2012.