УДК 342

ОСНОВАНИЯ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

№25,

Юридические науки

Якина Анна Витальевна


Научный руководитель: Владимиров И.А., кандидат юридических наук, доцент Башкирского государственного университета, РФ, г. Уфа.


Ключевые слова: ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ; ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ; ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИЗЪЯТИЯ; КОНФИСКАЦИЯ; НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ; РЕКВИЗИЦИЯ; ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; LAND PLOTS; STATE AND MUNICIPAL NEEDS; PRIVATE PROPERTY RIGHTS; GROUNDS FOR SEIZURE; CONFISCATION; NATIONALIZATION; REQUISITION; PRIVATE PROPERTY.


Аннотация:В данной статье рассматриваются основания для изъятия земельных участков. Сам механизм, а также возможность оспаривания подобных решений. Также рассматриваются пять способов, которыми пользуется государство при изъятии земель из частной собственности. И возможности защиты собственником своих прав. Даётся своё понимание изъятия земель для государственных и муниципальных нужд и способы усовершенствования данных процессов.

Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях на основании норм, закреплённых в земельном кодексе. Но, к сожалению, в некоторых случаях власти пользуются своим правом по изъятию земель в собственных целях, которые не перечислены в статье 49 Земельного кодекса. [1]В иных случаях имеет место личная заинтересованность вышестоящих лиц. Поэтому собственнику необходимо знать меры по защите своего права собственности, которое закреплено за ним ст. 213 Гражданского кодекса.[2] Итак, основанием для изъятия земель является: выполнение международных договоров, строительство объектов государственного значения, а также иные основания, перечисленным в законе. Как мы видим перечень не является исчерпывающим и потому создаёт благотворную почву для различных правонарушений. В статье 7 Земельного кодекса подробно расписаны категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.[3] При более детальном рассмотрении каждой категории мы уже можем сказать, какие из них могут являться объектом частной собственности и, следовательно, быть обороноспособными, а какие могут находится только в собственности государства. К примеру, земли обороны и безопасности могут находиться только в собственности государства.

Рассмотрим способы, с помощью которых государство может осуществлять изъятие земельных участков: выкуп, национализация, конфискация, реквизиция и изъятие земельного участка у собственника из-за его ненадлежащего использования.[4]

Предлагаю рассмотреть каждый из видов в отдельности: одним из самых лояльных способов изъятия земель является выкуп. Он осуществляется на основании норм, указанных в статьях 279-283 Гражданского кодекса РФ, а также на основании статей 45, 46, 49, 55, 63 Земельного кодекса. По сути выкуп земли — это действия уполномоченных муниципальных или государственных органов, направленных на прекращения права собственности у лица на определённый земельный участок, а также расположенных на нём других недвижимых объектов, для удовлетворения публичных интересов. Цена участка определяется соглашением между собственником и публичным образованием согласно статье 281 ГК РФ. Отношения по выкупу земельного участка могут развиваться в двух диаметрально противоположных направлениях. В первом случае при полном согласии собственника стороны довольно быстро достигают консенсуса и оформляется договор купли-продажи или мены. Во втором случае при несогласии собственника всё выглядит значительно сложнее, обычно это происходит в случае, если нельзя достигнуть соглашения о цене, либо других условиях выкупа. Но стоит помнить, что даже при категорическом несогласии собственника согласно статье 282 ГК РФ государственный орган, либо орган местного самоуправления имеет право предъявить иск о выкупе земельного участка в течение 3- х лет, с момента уведомления собственника об изъятии участка и недвижимых объектов, находящихся на нём, по решению суда такой участок может быть изъят.

Поэтому в подавляющем большинстве случаев у собственника есть два выхода: это согласиться на предложенные другой участок, подходящий по размерам и удобству, либо согласиться на денежную оплату по рыночной цене участка. В случае несогласия участок скорей всего будет изъят из его собственности по решению суда.[5]

Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам.

Конфискация применяется к тому земельному участку, который может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

Реквизиция, возможна, в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. При обстоятельствах, указанных выше, земельный участок изымается у собственника на определенное время органами государственной власти для защиты интересов граждан и государства в чрезвычайных ситуациях.

Все три ситуации, в которых государство изымает землю из частной собственности на время, либо окончательно, при определенных обстоятельствах являются практически однозначными. Так что надолго останавливаться на них не будем.

Более подробно предлагаю рассмотреть изъятие земельного участка у собственника из-за его ненадлежащего использования. Это происходит в тех случаях, когда собственник использует ту или иную категорию земель не по назначению, либо не использует вообще. К таким категориям относятся земли сельскохозяйственного назначения. В этом контексте опять же можно рассмотреть два случая. Изъятие в связи с неиспользованием участка. К примеру, это может случится при покупке земли без уточнения её категории. Так собственник покупал землю, чтобы возвести на ней какое-нибудь здание сооружение, либо для иных не сельскохозяйственных целей. Но потом обнаруживается, что данный вид деятельности невозможен на этой земле. собственник не может долгое время продать участок, он становится бесхозным не возделывается в течение определённого время, из-за этого земли становятся менее плодородными. По этим обстоятельствам данный участок может быть изъят у собственника, но необходимы определенные предпосылки. В Постановлении Правительства от 23.04.2012 года № 369 содержатся признаки неиспользования участка земли. Основными причинами являются три: отсутствие следов проведения работы по уходу за землей, пашенного возделывания и уборке созревшего урожая. А также большое количество сорняков и кустарников на участке, заболоченность и другое.[6]

У права собственности, как и у любого права есть круг обязанностей, так согласно статье 42 Земельного кодекса РФ, люди, которые владеют участком земли, имеющим целевое назначение, обязаны использовать его в соответствии с указанными целями. Если данное требование не соблюдается, то используются статьи 284-286 ГК РФ. А также государство вправе изъять землю, если собственник не пользуется ей в течение 3 лет без перерыва. Во втором случае основанием для изъятия является нарушение правил эксплуатации земельного участка: нецелевое использование, проведение работ на земле, которые провоцируют снижение уровня экологического климата на местном уровне и другие.

Собственнику необходимо знать. Что изъятие проводится в четыре этапа: 1 проверка наделов, находящихся в собственности лица, 2 выдача предписания собственнику при выявлении нарушений со сроками, установленными для их устранения, 3 проведение повторной проверки после окончания сроков, указанных в пункте 2, при не устранении собственником нарушений, составление иска об изъятии земли, 4 при вынесении судом решения об изъятии, земля продаётся на торгах на аукционе, из этой суммы вычитываются расходы на проведение аукциона, оставшаяся сумма остаётся у собственника. В некоторых случаях земля у собственника может быть изъята в упрощенном порядке без судебного решения. Но стоит отметить, так как изъятие неиспользуемого участка происходит в несколько этапов, то собственник, который не желает потерять землю, должен выполнить условия предписания и начать трудиться на своей земле.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что на данном этапе российского законодательства у собственника есть не так много инструментов для защиты своего права собственности. В свою очередь у государства есть достаточное количество рычагов давления для достижения своих публичных интересов. И этот довольно большой перекос в сторону государственных интересов в земельном законодательстве негативно сказывается на желании граждан в приобретении земли в собственность с целью дальнейшего развития в той или иной сфере, либо в личных интересах. Поэтому, по моему мнению, необходимо модернизировать земельное законодательство в целом и сделать способы изъятия земель из частной собственности более сложными. К примеру, добавить в земельное законодательство дополнительные способы защиты частной собственности. Или усложнить процедуру изъятия, например, чтобы судебное решение в связи с изъятием земель из-за нецелевого использования выносилось не на основании двух проверок, первой и повторной, а, чтобы количество их было более трёх. Также необходимо увеличить срок вынесения решения по делу об изъятии земель для государственных и муниципальных нужд с трёх лет до пяти. Либо любым иным способом модернизировать наше законодательство, чтобы вектор направления был не только в сторону государственных и муниципальных интересов, но также учитывал частные.


Список литературы

  1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ ст.49.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ ст. 213.
  3. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ ст. 7.
  4. О.Ю. Украинцев, Г.В. Веретенникова «Проблемы изъятия земель для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации» // Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 5. с. 88.
  5. Дихтяр А.И., Клейменова Е.С. Практическое пособие «Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд: вопросы теории и практики» // Система ГАРАНТ, 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/5594600/.
  6. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 6 мая 2012 г. № 430-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 30.04.2012. № 18, ст. 2230.