УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ

№25,

Педагогические науки

Муллахметова Ландыш Рамилевна


Научный руководитель: Миннулина Р.Ф., канд. пед. наук, доцент


Ключевые слова: РОДИТЕЛЬ; ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА; PARENT; PRESCHOOL ORGANIZATION; PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFECTIVE COOPERATION.


Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания педагогических условий для эффективного сотрудничества ДОО и родителей, а также поиска новых путей активного вовлечения родителей в жизнь ДОО.

Детский сад и семья – это два важных социальных института, отвечающих за воспитание и развитие будущего поколения. Только объединив свои усилия, будет достигнута цель гармоничного воспитания ребенка. Специалисты в области педагоги обращают внимание на необходимость вовлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОУ. Однако в реальности наблюдаются трудности во взаимоотношениях дошкольной образовательной организации и родителей. Поэтому одной из важных задач, стоящих перед педагогами, является создание прочных партнерских взаимоотношений между дошкольной организацией и родителями.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания педагогических условий для эффективного сотрудничества ДОО и родителей, а также поиска новых путей активного вовлечения родителей в жизнь ДОО.

Проблемой взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей занимались многие ученые. Среди них можно отметить труды, посвященные основам взаимодействия ДОО и семьи (Л.Н. Виноградова [3], Н.Н. Головина [5], Т.Н. Доронова [6], А.В. Козлова [8], О.Н. Урбанская [11]); особенностям общения педагогов и родителей (Ю.П. Азаров [1], Н.В. Антонова [2], Л.И. Габдулина [4], Л.Ф. Островская [10]); современным формам сотрудничества семьи и ДОО (О.Л. Зверева [7], Т.В. Кротова [9]).

Объект исследования – процесс сотрудничества дошкольной образовательной организации и родителей.

Предмет исследования – педагогический условия эффективного сотрудничества дошкольной образовательной организации и родителей.

Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально выявить педагогические условия эффективного сотрудничества дошкольной образовательной организации и родителей.

Задачи исследования:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования и выявить педагогические условия эффективного сотрудничества дошкольной образовательной организации и родителей.
2.Выявить и проанализировать степень сотрудничества родителей и дошкольного образовательного учреждения в начале эксперимента.
3.Разработать и провести экспериментальную работу по развитию сотруднических взаимоотношений дошкольной образовательной организации и родителей.
4.Определить эффективность экспериментальной работы по развитию сотруднических взаимоотношений дошкольной образовательной организации и родителей в конце эксперимента.

Гипотеза исследования – предполагается, что эффективное сотрудничество дошкольной образовательной организации и родителей обусловлено некоторыми педагогическими условиями:
1.Будут сформированы доверительные партнерские взаимоотношениями между ДОУ и родителями.
2.Будет вестись работа по активному вовлечению родителей в образовательно-воспитательную деятельность ДОУ.
3.Будут использоваться разнообразные формы (традиционные и нетрадиционные) взаимодействия ДОУ и родителей.

База и выборка исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось нами на базе МБДОУ № 14 «Зернышко» с октября 2019 года по февраль 2020 года. В эксперименте участвовали педагоги старшей и средней группы. Всего 8 педагогов (4 воспитателя старших групп и 4 воспитателя средних групп). А также в эксперименте участвовали родители детей старшего и среднего возраста. Всего 40 человек.

Методы исследования: анализ документации, анкетирование (1) Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью ДОУ».. 2) Анкета для воспитателей «Сотрудничество педагогов и родителей»), эксперимент, количественный и качественный анализ данных.

Проанализировав годовой план, было выявлено, что в ДОУ проводиться совместная работа педагогов и родителей. Проводиться следующая совместная работа с родителями:
— проведение родительских собраний;
— проведение семинаров по актуальным вопросам развития детей каждой возрастной группы;
— проведение совместных с детьми развлечений (осенний бал; мероприятия, посвященные Новому году, 23 Февраля, 8 Марта; спортивные мероприятия; Масленица);
— проведение бесед по необходимости;
— проведение конкурсов;
— проведение открытых занятий;
— проведение проектной деятельности;
— организация консультативного пункта;
— организация по благоустройству территории ДОУ;
— проведение анкетирования родителей.

Проанализировав 8 календарных планов воспитателей средних и старших групп, было выявлено, что не все педагоги в свои планы включают совместную работу с родителями. Все педагоги в обязательном порядке включают традиционные формы работы с родителями: родительские собрания, беседы. Несколько педагогов (4 человека) плюс к этому выделили проведение консультаций и организацию информационного стенда, что также является традиционными формами работы с родителями. Из анализа было выявлено, что только в одной старшей группе два педагога подробно расписали все формы взаимодействия с родителями. Также они используют нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Из нетрадиционных форм работы выделяют семейный клуб, совместные прогулки с родителями, проведение открытых занятий, мастер-классов, театрализованная деятельность; из традиционных форм выделяют беседы, тренинги, ток-шоу консультации, родительские собрания.

Таким образом, на основе полученных данных, можно сделать вывод о том, что педагоги ДОУ не уделяют должного внимания сотруднической деятельности педагогов и родителей. Основной формой взаимодействия с родителями они считают проведение родительских собраний, бесед, консультаций, представляющие традиционные формы взаимодействия с родителями.

На втором этапе констатирующего эксперимента стало проведение анкетирования для изучения состояния сотрудничества педагогов ДОУ и родителей.

В результате анкетирования было выявлено, что 75% педагогов ежедневно вступают в контакт с родителями, 25% педагогов общаются с родителями часто, но не каждый день. Отсутствие ежедневных контактов педагоги объяснили занятостью родителей, то, что они сразу же уходят из группы. Также педагоги единогласно считают необходимым тесно сотрудничать с родителями. Опрошенными было отмечено, что родители не обращаются к воспитателю за советом по воспитанию детей, обращаются только за информацией о том, как вел себя их ребенок, что кушал, что не кушал, как спал, как вел себя на занятиях и т.д. Среди затруднений при организации работы с родителями педагоги выделили несколько факторов: одной из самых распространенных причин затруднений в работе с родителями стало отсутствие у последних времени, 38% педагогов дали свой вариант ответа и выдели именно этот фактор. На втором месте стоит такие факторы как коммуникативные трудности (25%) и поиск индивидуального подхода к каждому родителю (25%). На третьем месте стоят такие факторы, как конфликтность родителей (12%) и отсутствие желания у родителей (2%).

Самой эффективной формой взаимодействия педагога с родителями единогласно выделили родительское собрание (100%), индивидуальные беседы и консультации (75%), совместные праздники и развлечения (62%), посещение родителями открытых занятий (50%). Т.е. можно отметить, что большая часть педагогов используют традиционные формы взаимодействия с родителями.

Таким образом, анкетирование педагогов показало, что все опрошенные считают необходимым тесно сотрудничать с родителями.

На третьем этапе констатирующего эксперимента было проведение анкетирование среди родителей с целью выявление удовлетворенности родителей сотрудническим взаимодействием педагога и родителей. Было опрошено 40 родителей.

Результаты анкетирования показали, что, по мнению родителей, наиболее эффективными формами взаимодействия ДОУ с родителями являются – родительские собрания (70%), индивидуальные беседы и консультации (87%), совместные праздники и развлечения (60%). Как видим, родители, также как и педагоги склоняются к традиционным формам взаимодействия ДОУ и родителей. По мнению родителей наиболее эффективной формой воспитания ребенка в ДОУ является организация педагогом образовательной деятельностью. Утвердительно ответили 70% родителей, 17% родителей указали формы работы с участием родителей, 13% родителей указали формы работы без участия родителей.

Половина опрошенных родителей удовлетворены своими отношениями с воспитателем, 20% родителей не удовлетворены этими отношениями, 30% родителям трудно ответить на этот вопрос. Половина опрошенных родителей частично удовлетворены деятельностью детского сада в целом по организации взаимодействия с родителями, 10% родителей вполне удовлетворены, 10% родителей скорее не удовлетворены, чем удовлетворены, 30% родителей не удовлетворены деятельностью детского сада в целом по организации взаимодействия с родителями.

Среди основных причин возможных трудностей при работе с родителями были выделены недостаточное качество воспитательно-образовательной работы (38%), недостаточная профессиональная компетентность педагогов (22%), недостаточное внимание к детям (20%), недостаточное уважение к родителям (135), отсутствие интересной работы с родителями (7%).

В дальнейшем родителям было предложено оценить свою активность при взаимодействии с ДОУ. Анкетирование показало, что опрошенные родители являются неактивными участниками образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, лишь половина опрошенных родителей регулярно посещают родительские собрания, праздники, открытые занятия, регулярно контактируют с воспитателем. Так 55% родителей посещают родительские собрания, 50% родителей регулярно контактируют с воспитателем, у 42% родителей есть интерес к организации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, 38% родителей активно принимают участие в праздниках и развлечениях, 25% родителей регулярно посещают открытые занятия.

Таким образом, анализ состояния проблемы сотрудничества родителей и дошкольного образовательного учреждения показал наличие некоторых проблем: воспитатели мало уделяют внимания работе с родителями, отсутствие разнообразия форм взаимодействия педагога с родителями, трудности в общении с родителями, отсутствие желания у родителей сотрудничать с педагогами. В целом, родители частично удовлетворены деятельностью детского сада и в целом по организации взаимодействия с родителями.

Был разработан проект по развитию эффективного сотрудничества дошкольной организации и родителей.

Цель проекта – установить сотруднические взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Участниками проекты были педагоги средних и старших групп, дети и родители.

Работа с родителями и педагогами проходила по нескольким направлениям.

I. Информационно-аналитическое направление (проведение индивидуальных бесед с родителями, родительского собрания, оформление информационной корзины (тетрадь)).
II. Познавательное направление (проведение тематических консультаций, семинаров-практикумов, деловых игр).
III. Досуговое направление (проведение совместных праздников, мероприятий, совместные проекты (родительский клуб)).
IV. Наглядно-информационное направление (создание альбомов, фотоколлажей, фоторепортажей).

На основе систематической работы с родителями и педагогами, будут эффективно развиваться сотруднические взаимоотношения ДОУ и родителей.

В конце эксперимента, родители стали более удовлетворены своими отношениями с воспитателем и деятельностью детского сада в целом по организации взаимодействия с родителями. Родители стали выделять среди форм взаимодействия ДОУ с родителями нетрадиционные формы, такие как тренинги и семинары, групповые экскурсии выходного дня. В конце эксперимента активность родителей в организации образовательно-воспитательного процесса повысилась, увеличилась посещаемость праздников, развлечений, открытых занятий. Возрос интерес у родителей к образовательно-воспитательному процессу в ДОУ.

Анкетирование педагогов в конце эксперимента показало, что все опрошенные считают необходимым тесно сотрудничать с родителями. Многие педагоги ежедневно вступают в контакты с родителями. Педагоги стали выделять среди форм взаимодействия ДОУ с родителями нетрадиционные формы, таких как тренинги и семинары, групповые экскурсии выходного дня. Стало больше педагогов использующих в своей работе с родителями нетрадиционные формы взаимодействия.


Список литературы

  1. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие / Ю.П. Азаров. – Воронеж: МОДЭК, 2014. – 431 с.
  2. Антонова, Н.В. Личностная идентичность и общение современного педагога / Н.В.Антонова // Вопросы психологии. – 2017. – №6. – С. 89-92.
  3. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Эгмонд, 2014. – 64 с.
  4. Габдулина, Л.И. Ценностно — смысловые отношения педагогов как детерминанты их профессионального общения. Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия. Материалы международной научно-практической конференции 20-21 мая 1999 г. / Л.И.Габдулина. – Уфа, 1999. – 38 с.
  5. Головина, Н.Н. Социально-педагогическая диагностика семейного социума дошкольного учреждения: методическое пособие / Н.Н. Головина, С.Ю. Алексеева, А.А. Гумерова. – Йошкар-Ола, 2013. – 24 с.
  6. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.
  7. Зверева, О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей /О.Л. Зверева //Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С.70-75.
  8. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей. Планирование, конспекты лекций /А.В. Козлова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
  9. Кротова, Т.В. Формы взаимодействия с семьей в ДОУ / Т.В. Кротова. – М.: Академия, 2011. – 116 с.
  10. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников /Л.Ф. Островская. – М.: Академия, 2015. – 160 с.
  11. Урбанская, О.Н. Работа с родителями младших школьников/ О.Н. Урбанская. – М.: Проспект, 2016. – 148 с.