УДК 37

ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№25,

Педагогические науки

Городецкая Алена Евгеньевна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент


Ключевые слова: ОБЩЕНИЕ; КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ; ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; COMMUNICATION; COMMUNICATION SKILLS; THEATER AND PLAY ACTIVITIES; SENIOR PRESCHOOL AGE.


Аннотация: В данной статье описывается важность развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Раскрывается понятие театрально-игровой деятельности, и формулируются условия развития коммуникативных навыков посредством театрально-игровой деятельности.

Потребность в общении, не является врождённой потребностью. Она формируется в течение жизни и функционирует в практике совместной деятельности и взаимодействия с окружающим миром. Для удовлетворения данной потребности человек должен обладать хорошо развитыми коммуникативными навыками, которые включают в себя аффективно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и информационно-коммуникативные группы умений [2]. Иными словами, человек должен уметь вступать в процесс общения, оценивать ситуацию, в которой он находится в данный момент, и ориентироваться в ней, соблюдать правила и культуру общения, уметь правильно выражать свои мысли и эмоции, уметь делиться своими чувствами, проявлять чуткость, сопереживать и поддерживать.

Способность ребёнка к общению определяется также особенностями его личности, которые обеспечивают успешность взаимодействия и совместной деятельности дошкольника с другими людьми. Можно выделить три основных составляющих, определяющих способность ребёнка к общению: мотивационную («Я хочу общаться»), когнитивную («Я знаю, как общаться») и поведенческую («Я умею общаться»). Потребность ребёнка в общении определяет его желание вступать в контакт с другими людьми. В то время как, отсутствие потребности в общении лишает ребёнка возможности развивать в себе коммуникативные навыки, всецело познавать мир и полноценно развиваться как личность.

По мнению Л.Г. Соловьёвой и Е.А. Кормильцевой, каждый коммуникативный навык предполагает, в первую очередь, ориентацию и оценку ситуации, затем поиск различных способов реакции на данную ситуацию, после чего выбор максимально подходящего способа и его применение.

Хорошо развитые коммуникативные навыки формируют в ребёнке адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в себе, а также служат фундаментом для любой успешной дальнейшей деятельности, в том числе и учебной.

К старшему дошкольному возрасту в развитии общения детей прослеживается динамика, которая заключается в увеличении потребности и активности общения со сверстниками. Круг общения расширяется, но в то же время прослеживается избирательность в вопросе выбора собеседников и товарищей. Ведущая деятельность отличается более насыщенной структурой и содержанием. Ребёнок старшего дошкольного возраста старается завоевать интерес сверстников и занять определённое место в межличностных отношениях, сложившихся в группе. Таким образом, изменяется характер взаимоотношений старших дошкольников друг с другом – большинство детей стремится к совместной игровой деятельности. Отсюда у детей старшего дошкольного возраста заметно повышается активность, инициативность и самостоятельность, лучше проявляются организаторские способности.

Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста требует тщательно организованной деятельности, доступной, близкой и интересной для каждого. Поэтому наиболее подходящей для данной возрастной категории деятельностью выступает театрализованная игра. Известно, что литературные произведения и сказки имеют нравственную направленность и, таким образом, способствуют формированию опыта социальных навыков поведения. В то же время, театрально-игровая деятельность становится для старших дошкольников способом самовыражения и самореализации, помогая преодолеть в себе чувства стеснения и неуверенности, совершенствуя диалогическую и монологическую речь, умение правильно выражать свои мысли [1].

Театрализованные игры определяются, как «игры в театр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [3]. Создать конкретные образы в процессе театрально-игровой деятельности дошкольникам помогают такие выразительные средства театрального искусства, как мимика, интонация, жесты, что, в свою очередь, раскрепощает детей и позволяет им примерить на себе новую роль и, вместе с тем, занять отличное от привычного для них в повседневной жизни место в группе сверстников.

Поистине творческой деятельностью театральная игра считается потому, что тексты произведений лишь основа, в которую дети могут смело добавить новые сюжетные линии, дополнительные роли, изменить начало или исход событий. Именно такой особенностью театрально-игровая деятельность отличается от сюжетно-ролевых игр.

Включение театрально-игровой деятельности в образовательный процесс способствует решению многих педагогических задач, касающихся развития речи. Разучивание и обыгрывание разнообразных ролей различных литературных произведений развивает умение общаться с окружающими, правильно начинать разговор, выражать свои мысли, слушать и слышать собеседника.

Использование театрально-игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков старших дошкольников будет эффективна только в том случае, если педагог будет умело применять различные методы и формы организации совместной театрализованной деятельности. Содержание театрализованной деятельности, её формы и методы в старшей группе дошкольников должны быть направлены на развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, на социально-эмоциональное развитие старших дошкольников и создание творческой, позитивной атмосферы. Потому занятия должны включать в себя не только знакомство с литературным текстом, но и работу с мимикой, жестами, движениями, костюмами.

Таким образом, театрально-игровая деятельность способствует не только развитию речи и обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста, но и развивает умение согласовывать действия и мимику с речью, передавать своё настроение в соответствующих движениях и жестах, что предопределяет, в свою очередь, и развитие эмпатии дошкольников.


Список литературы

  1. Акулова, О.А. Театрализованные игры / О.А. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005 г. – № 4. – С. 57–64.
  2. Андреева, Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 301 с.
  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1991. – 194 с.