УДК 37

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО С СЕМЬЁЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

№25,

Педагогические науки

Обухова Светлана Михайловна


Научный руководитель: Газизова Ф.С.


Ключевые слова: ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; АДАПТАЦИЯ; ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС); ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE; ADAPTATION; FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD (FSES); OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION.


Аннотация: В статье рассмотрено понятие «адаптация», представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Актуальность темы исследования. Социально-политические и социально-экономические перемены в России усложнили функционирование системы дошкольного образования как важного фактора социального развития ребенка. В связи с повышенной занятостью родителей с каждым годом увеличивается количество детей, поступающие в ясельные и младшие группы ДОУ. Требуется качественное переосмысление проблемы социализации детей дошкольного возраста, их успешной адаптации в новой социальной среде дошкольного учреждения, что подтверждается принятием закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечается право каждого человека на образование, создание условий для развития и социальной адаптации. Реализацией нового закона стала разработка Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Одной из базовых ценностей ФГОС ДОО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья ребенка. Данная задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

При неправильной организации работы по адаптации у детей могут возникнуть нарушения поведения, эмоционального состояния, навыков общения. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. В связи с этим проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе является актуальной.

Проблемы социальной адаптации и социализации личности представлены в работах Л.C. Выготского, Б.З. Вульфова, В.Н. Гурова, JI.H. Кагана, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, Ж. Пиаже, А.А. Реана и других. Проблема социальной адаптации детей дошкольного возраста к дошкольны учреждениям исследовалась Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, А.И. Мышкис,Р.Б. Тонковой-Ямпольской и другими. В социальной педагогике проблема адаптации рассматривается в работах Е.Н. Приступы, Г.Ф. Кумариной, Д.А. Обухова, А.В. Мудрика.

В психолого-педагогических исследованиях А.Я. Варга, В.В. Столина, А.С. Спиваковской особо подчеркивается роль семьи в адаптации детей к условиям ДОУ. Семья является главным инструментом социализации ребенка, поскольку именно родители – главные социальные партнеры ребенка, обеспечивают его готовность к взаимодействию в социальной среде и адаптацию в ней. В связи с этим социально-педагогическая деятельность по адаптации детей к ДОУ должна проводиться в тесном взаимодействии с родителями. Поиск педагогически эффективных путей разрешения и выявления, научно обоснованных подходов к взаимодействию педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, составляет проблему исследования, которая актуальна как для теории, так и для практики дошкольного образования.

Ранний возраст – период быстрогоформирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое — все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить, или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер).

Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса. Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы. Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия. Семья — социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и так далее. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Выявлены две наиболее существенные проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОУ. Они заключаются в следующем: Первая проблема — у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте отмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти, выявляются невысокие показатели интеллектуальной готовности к школе. Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов, энуреза, тиков и тому подобное. Поэтому важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенности развития и поведения.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.


Список литературы

  1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесова. – М: Просвещение, 2005. – 176с.
  2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
  3. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
  4. Васильева, Л.И. Эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к детскому саду / Л.И. Васильева, И.О. Маховская, Е.Ю. Яковлева // Психолог в детском саду. – 2011. – №3. – С. 102-116.
  5. Глебов, В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / В. Глебов // Дошкольное воспитание. – 2013.– № 11.– С. 116-120.
  6. Гризин, Т. Участники адаптационного периода: ребёнок – родители – педагоги / Т. Гризин, В. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 9. – С. 57-61.
  7. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. –№ 1. – С. 12-15
  8. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М.: Проспект, 2010. – 560 с.
  9. Мингалева, Л.А. Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к условиям детского сада / Л.А. Мингалева // Дошкольная педагогика. – 2013.– № 10.– С. 56-60.
  10. Мокрогузова, Т.В. Адаптация ребенка к ДОО / Т.В. Мокрогузова // Логопед. – 2013.– № 10.– С. 78-84.
  11. Остроухова, А. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. – 2000. – №3. – С.16-18.
  12. Павлова, Л. Второй год жизни: Мамина школа / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2004. –№8. – С. 104-110
  13. Павлова, Л. О современной проблеме раннего возраста / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2003. –№8. – С. 9-12
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. [Электронный ресурс]http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  15. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/179146/
  16. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  17. https://www.bestreferat.ru/referat-103688.html