УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

№25,

Педагогические науки

Гилязова Регина Ринатовна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент


Ключевые слова: ДОШКОЛЬНИК; ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ; ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ; СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ; PRESCHOOL CHILDREN; PROFESSIONALIZATION; PEDAGOGICAL CONDITIONS; SENIOR PRESCHOOLERS.


Аннотация: В воспитательном процессе дошкольников важная роль отводится дошкольному учреждению. Дошкольное учреждение – это первая ступень системы образования в нашей стране, задача которой сформировать первичные представления дошкольников об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного развития дошкольника. К числу немаловажных направлений учебно-воспитательного процесса ДОУ является ранняя профессионализация детей и формирование у них представлений о профессиях взрослых, развитие интереса к труду взрослых.

Ранняя профессионализация дошкольников включают в себя элементарные знания ребенка о профессиях взрослых, о заводах, фабриках, о видах орудий труда, о сельском хозяйстве. Эти знания играют важную роль в процессе социализации ребенка, они дают понять маленькому человеку, как устроено общество, какие задачи оно выполняет, и какие задачи выполняет каждый человек. Вместе с тем, знакомясь с особенностями трудовой деятельности взрослых, у дошкольника формируется интерес к трудовой деятельности, положительное отношение к труду [1].

Основная задача педагога ДОУ создать условия и выделить приоритетные направления педагогической работы по ранней профессионализации дошкольников. Педагог должен сделать этот процесс увлекательным и интересным, используя разные методические средства.

Объект исследования – процесс ранней профессионализации старших дошкольников.

Предмет исследования – педагогические условия эффективной ранней профессионализации старших дошкольников.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия ранней профессионализации старших дошкольников.

Задачи исследования:
1.Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования и выявить педагогические условия ранней профессионализации старших дошкольников.
2. Провести первоначальную диагностику сформированности знаний дошкольников о профессиональной деятельности взрослых.
3.Разработать и апробировать экспериментальную работу по организации процесса ранней профессионализации старших дошкольников и по совершенствованию у них знаний о профессиональной деятельности взрослых.
4.Определить эффективность проведенной экспериментальной работы по организации процесса ранней профессионализации старших дошкольников и по совершенствованию у них знаний о профессиональной деятельности взрослых.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что процесс ранней профессионализации будет проходить успешно, если будут соблюдаться следующие педагогические условия:
— будет создана предметно-развивающая среда, направленная на развитие у дошкольников знаний о профессиональной деятельности взрослых;
— будут проводиться систематическая педагогическая работа по ранней профессионализации старших дошкольников с применение комплекса методов: словесного наглядного и игрового.

Теоретической основой исследования стали труды в области формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста (Р.С. Буре [2], В.Г. Нечаева [5], В.П. Кондрашов [3], В.И. Логинова [4], А.В. Кузьмина); концепции о формировании системных знаний о труде взрослых (В.П. Кондрашов [3], И. Логинова [4], Т.А. Шорыгина [7]).

Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ № 120 «Ладушки» г. Набережные Челны. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек. Вся выборка была разделена на две подгруппы по 20 человек в каждой группе: экспериментальная группа – принявшая участие в экспериментальной работе по ранней профессионализации; контрольная группа – не участвующая в экспериментальной работе.

В качестве критериев оценки сформированности у дошкольников представлений о труде взрослых были выделены следующие критерии:
1.Сформированность знание и представлений о труде взрослых.
2.Сформированность знаний и представлений детей о мире профессий, знание названий трудовых операций и инструментов.
3.Отношение детей к труду взрослых и профессиональной деятельности.
4.Сформированность профиориентационных интересов.

Исходя из критериев, была подобрана методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых».


Рис.1. Уровень сформированности у дошкольников представлений о трудовой деятельности взрослых в начале эксперимента

В начале эксперимента выявлено, что основная часть дошкольников экспериментальной и контрольной группы, а это 80% и 70% соответственно, имеют средний уровень сформированности представлений о трудовой деятельности взрослых. Не все дети дают четкий ответ на вопрос «Для чего люди ходят на работу?». Ответы детей содержат односложные предложения, они не аргументируют свой ответ. Примерные ответы детей: «будет ездить на машине», «уходит и все», «на работу» «работать», «лечить людей», «будет сидеть за компьютером» и другие. Многие дети отвечают, что не знают для чего люди ходят работать. Низкий уровень сформированности представлений и знаний детей о трудовой деятельности взрослых имеют 5% детей экспериментальной группы и 10% контрольной группы. Дети практически на все вопросы отвечают «не знаю» или молчат. Они не знаю ни одной профессии, не знают профессий своих родителей, познавательный интерес не проявляется, они не знают, кем они хотят быть, профоринтационный процесс не сформирован. Лишь 15% дошкольников экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы имеют высокий уровень сформированности представлений о трудовой деятельности взрослых. Дети четко и полно отвечают на вопросы педагога. Примерные ответы детей этой группы: «люди ходят на работы, чтобы трудиться, они за это получают деньги», «им наверно нравится работать, работать ведь хорошо, потому что они получают зарплату, моя мама, например, сидит за компьютером и считает деньги, ей нравиться там сидеть», «люди ходят на работу, потому что надо продавать продукты, строить дома, ездить на машине, если они не будут ходит на работу, то мы все умрем с голоду», «ходят на работу, чтобы получать деньги, мой папа получил зарплату и мы пошли в магазин, купили мне машинку» и другие. Эти дети называют много профессий, они точно называют профессию обоих родителей, проявляют познавательный интерес к профессиональной деятельности, на все вопросы отвечает самостоятельно. Эти дети точно знают, кем они будут, когда вырастут, у них сформирован профориентационный интерес.


Рисунок 2. Уровень сформированности у дошкольников представлений о мире профессий взрослых в начале эксперимента

В начале эксперимента выявлено, что основная часть дошкольников, а это 75% детей экспериментальной группы и 60% контрольной группы, имеют средний уровень сформированности представлений о мире профессий взрослых. Дети называют основные распространенные профессии (врач, воспитатель, шофер, полицейский, почтальон). Дети затруднялись с названием орудий труда по названным профессиям, сложности вызвал вопрос о процессе работы профессий. 20% дошкольников экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы имеют достаточный уровень знаний о мире профессий взрослых. Дети называют достаточное количество профессий, среди которых и менее распространенные, типа строитель, летчик, космонавт, архитектор. У них не вызывает затруднения вопрос, касающийся орудий труда и процесса работы. 5% дошкольников экспериментальной группы и 10% детей контрольной группы имеют низкий уровень сформированности знаний о мире профессий взрослых. Дошкольники не знают многих профессий, даже самых распространенных, они не смогли рассказать об орудиях труда и процессе труда той или иной профессии. Также дети не проявляют положительный интерес в процессе общения с педагогом на тему профессий и труда взрослых.

Таким образом, у большинства дошкольников старшего возраста наблюдается средний уровень сформированности знаний о трудовом процессе взрослых и о мире профессий. Эти результаты приводят к надобности организации и проведения формирующего эксперимента, который будет направлен на организацию ранней профессионализации детей и совершенствование их знаний о труде взрослых и о мире профессий. Поэтому был организован и проведен формирующий эксперимент.

На первом этапе была создана предметно-развивающая среда, направленная на развитие у дошкольников знаний о профессиональной деятельности взрослых. Предметно-развивающая среда включает в себя наглядный и дидактический материал для развития профориентиационных интересов и знаний у дошкольников. Были созданы следующие центры: 1.Центр сюжетно-ролевых игр. 2.Центр профессий. 3.Калейдоскоп профессий. 4.Уголок строителей. 5.Уголок спасателя.

Второй этап предполагает совместную деятельность педагога и воспитанников по ранней профессионализации старших дошкольников с применение комплекса методов: словесного наглядного и игрового. Были проведены 20 занятия, продолжительностью 25-30 минут, занятия проводились 1-2 раза в неделю. Использовалась групповая форма работы.

Педагогическая работа осуществлялась с помощью следующих видов деятельности:
— НОД. Были проведены занятия по ознакомлению со следующими профессиями: архитектор, ветеринар, журналист, воспитатель, кондитер, повар, медицинская сестра, помощник воспитателя;
— экскурсии: в медицинский кабинет, в библиотеку, в столовую;
— дидактические игры: «Кому что нужно?», «Оденем куклу на работу», «Собираемся на работу», «От слова к слову», «Назови профессию», «Угадай профессию»;
— сюжетно-ролевые игры: «Кукла Катя заболела», «Аптека», «Школа», «Ателье», «Магазин», «Парикмахерская»;
— чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

В результате целенаправленной педагогической работы у дошкольников сформировались представления о труде взрослых, они узнали о таких профессиях, как архитектор, ветеринар, журналист, воспитатель, кондитер, повар, медицинская сестра, помощник воспитателя, швея, парикмахер, учитель. Дети назвали уже больше профессий, чем в начале эксперимента. У них не вызвали затруднения вопрос, касающийся орудий труда и процесса работы. Дошкольники в конце эксперимента проявили положительный интерес к труду взрослых, они высказывают свою точку зрения экспериментатору, делятся с ним своими пожеланиями по поводу того, кем они хотят стать в будущем, и какая профессия им нравится. Но все же для некоторых дошкольников этой экспериментальной работы было недостаточно, так как они допускают ошибки и не справляются с некоторыми профессиями. Поэтому необходимо продолжать педагогическую работу по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и миром профессий.


Список литературы

  1. Баранова, Н.А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых / Н.А. Баранова // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 731-734.
  2. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания /Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 136 с.
  3. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие /В.П. Кондрашов. – М.: Академия, 2015. – 52 с.
  4. Логинова, В.И. Формирование представления о труде взрослых / В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 2008. – №10. – С. 56–63.
  5. Радина, Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: Проспект, 2014. – 325 с.
  6. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2010. – 336 с.
  7. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Гном, 2015. – 96 с.