УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

№25,

Педагогические науки

Ярочкина Оксана Олеговна


Научный руководитель: Мирошниченко В.В., доцент, кандидат педагогических наук.


Ключевые слова: ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ; ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОКРУЖАЮЩИЙ МИР; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; DESIGN AND RESEARCH SKILLS; DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES; THE WORLD AROUND US; PRIMARY SCHOOL CHILDREN.


Аннотация: В данной статье раскрыта сущность проектно-исследовательской деятельности, возможности предмета «Окружающий мир» для формирования проектно-исследовательских умений и навыков младших школьников, описаны условия, организации и реализации проектно-исследовательской деятельности младших школьников на занятиях по окружающему миру, а также приведены примеры игр и упражнений на формирование исследовательских умений учащихся.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте одной из основных требований к умениям и навыкам младших школьников является сформированность проектно-исследовательских умений. Школьные программы в современной системе образования адаптированы под новый стандарт образования и ориентированы на проектно-исследовательскую деятельность. В связи с этим учителям необходимо уделять достаточно большое внимание данному направлению, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

По нашему мнению, проектно-исследовательская деятельность способствует формированию у детей младшего школьного возраста универсальных учебных действий, которые прописаны в ФГОС.

Теоретические и прикладные вопросы формирования проектно-исследовательских умений у младших школьников в процессе учебно-познавательной деятельности раскрыты в исследованиях А.В. Бычкова, П. Я. Гальперина, В.В. Гузеева, Н.А. Разагатовой, В.В. Репкиной, В.Д. Симоненко, А.В. Хуторского, И.Д. Чечеля, Е.Н. Ястребцовой и др.

В литературе проектно-исследовательские умения определяются следующим образом: «это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом её является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности» [3, с. 12].

В основе проектно-исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно ставить и решать проблему, что способствует развитию таких умений и навыков, как познавательные, поисковые, оценочные, коммуникативные.

В процессе проектно-исследовательской деятельности создаются условия для реализации самостоятельности младшего школьника, раскрытию его потенциальных возможностей, способностей. В рамках этой деятельности школьник самостоятельно формулирует проблему, ставит цели, ищет пути ее достижения и решения имеющихся проблем, а также получает возможность проявить себя, испытать свои силы и знания.

Результат проектно-исследовательской деятельности носит практический характер и имеет важное значение и, что весьма важно, интересен для самих учащихся.

С педагогической точки зрения, проектно-исследовательская деятельность является интегрированным дидактическим средством развития, позволяющим вырабатывать и развивать у учащихся различные умения и навыки проектирования и исследования (проблематизация, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, представление своих результатов, поиск и отбор нужной информации, практическое применение школьных знаний в различных ситуациях, выбор, освоение и использование подходящей технологии изготовления продукта проекта, проведение исследования)[3].

Проектно-исследовательские умения у детей младшего школьного возраста без специально организованного педагогического воздействия формируются медленно и очень слабо, поэтому необходима целенаправленная работа.

В формировании проектно-исследовательских умений особое место уделяется курсу «Окружающий мир», так как он имеет большие возможности в создании проблемных ситуации, вариативности выбора поисков их решения, дает возможность раскрыться детям в разных направлениях.

Проектно-исследовательская деятельность в рамках предмета «Окружающий мир» обеспечивает поисковую ориентацию учащихся, которая способствует творческому развитию личности учащегося, формированию практических умений и навыков, на накопление достоверных представлений об окружающем мире, практических знаний, которые являются основой для их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем мире [1].

Уроки окружающего мира обладают большим потенциалом в развитии проектно-исследовательских умений, так как имеет различные формы и методы работы с детьми: индивидуальная работа, дифференцированное обучение, нестандартные уроки, экскурсии на природу, кружковая работа, проведение опытов и экспериментов и т.д.

Для школьника исследование должно быть доступным, интересным и значимым, полезным для его личностного развития. Индивидуальный подход позволяет анализировать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, корректировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.

Изучения предмета «Окружающий мир» открывает перед учениками бесконечное многообразие природных объектов, и их значение для качества жизни и для самого существования человека на Земле.

На уроках по окружающему миру решаются следующие задачи формирования проектно-исследовательских умений у младших школьников:
− навыков работы с различным текстовым и графическим материалом;
– навыков самостоятельного формулирования поисковой задачи и целей исследования;
– навыков выдвижения гипотезы исследования, поиска способов проверки ее достоверности, формулирования выводов на основе ее проверки;
– навыков наблюдения, сравнения объектов живой и неживой природы, формулирования основных выводов исследования;
– навыков составления алгоритма работы;
− формирование навыков моделирования.

В процессе самостоятельной проектно-исследовательской деятельности у младших школьников формируются следующие умения и навыки:
− умение работать с научно-познавательным материалом;
– умение вести целенаправленные наблюдения за объектами, явлениями, изменениями в природе;
– умение ориентироваться в природе;
– умение применять теоретические знания на практике.

Изучения предмета «Окружающий мир» открывает перед учениками бесконечное многообразие природных объектов, и их значение для качества жизни и для самого существования человека на Земле.

Для развития проектно-исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира необходимо создание следующих условий:
– максимальная активность учащихся;
− совместная деятельность учителя и учащихся, при этом учитель не дает готовые знания, а только направляет активность учащихся в нужном направлении для самостоятельного нахождения ответа на вопрос, решение проблемы;
− активное использование вопрос-ответной формы работы для развития критического мышления школьников;
− соответствие содержания исследовательской деятельности возрастным, индивидуальным особенностям детей, а также реальному уровню знаний и умений;
− интересная организация деятельности;
– добровольность участия учащихся в исследовании;
– использование творческих заданий для развития творческих способностей учащихся;
– организация защиты проекта по завершении проектно-исследовательской деятельности;
– организация тематических экскурсий, социальных акций, прогулок на природу, наблюдений, работу с текстовыми материалами для формирования умения учащихся самостоятельно искать и накапливать необходимую информацию [3].

А.И. Савенковым предлагаются множество заданий и упражнений, которые можно использовать для развития у детей данных умений и навыков:
−»Взгляд на мир чужими глазами».
− «Угадай, о чем спросили».
− «Как птицы узнают дорогу на юг».
− Загадки, кроссворды, игра «Трудные слова».
− «Четвертый лишний».
− «Какие предметы изображены на рисунке».
− Определение плавучести предметов [4].

Задания, игры и упражнения на сравнение предметов, выявление различий, классификаций предметов формируют у младших школьников исследовательские умения и навыки.

На всем протяжении решения исследовательской задачи учащиеся работают самостоятельно, что обусловливает эффективность проектно-исследовательской деятельности. Во время самостоятельной работы учащимися проводятся познавательные действия: проводят наблюдение, изучают факты и явления, составляют план исследования и его осуществления, выдвигают гипотезы, формулируютрезультаты собственного исследования, контролируют и проверяют полученный результат исследования, оценивают проделанную работу.

Таким образом, исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе. Исследовательская деятельность способствует активации учащихся, также способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого. Предмет «Окружающий мир» обладает большим потенциалом в формировании проектно-исследовательских умений, так как в его рамках возможна различная форма организации занятий и деятельности детей для самостоятельной работы детей, что обеспечивает эффективность всего процесса обучения учащихся.


Список литературы

  1. Вальвакова, Т.В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Т.В. Вальвакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). –СПб.: СатисЪ, 2014. – С.122-124.
  2. Долгушина, Н.Я. Организация исследовательской деятельности младших школьников/ Н.Я. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября). – 2010. – № 10. –С. 12-14.
  3. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителя нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 112 с.
  4. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с.