УДК 37

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГР С ПРАВИЛАМИ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

№25,

Педагогические науки

Дюгаева Алёна Юрьевна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф., кандидат педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: ВНИМАНИЕ; СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ; ATTENTION; SENIOR PRESCHOOL AGE; GAMES WITH RULES.


Аннотация: В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность игр с правилами. В ходе исследования выявлены условия влияния игр с правилами на развитие внимания старших дошкольников и представлены результаты проведенных методик.

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на его развитие, в ней заложены предпосылки к новообразованию возраста. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. Они приучают ребенка к определенной дисциплине, вырабатывают умение действовать и сосредоточить свое внимание в соответствии с требованиями, заложенными в правила игры, формируя таким образом, волевые качества дошкольника.

В играх с правилами необходимость постоянного сравнения своих результатов с результатами действий других игроков, слежение за выполнением правил всеми участниками игры, включая себя самого, выполнение самих игровых действий, чтобы достичь выигрыша, способствуют развитию произвольного внимания ребенка.

Эффективность формирования произвольного внимания будет видна, если в развивающем процессе принимают участие воспитатели и родители ребёнка. Для заинтересованности детей в занятиях, они должны быть построены в игровой форме.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить возможность влияния игр с правилами на развитие внимания детей 5-6 лет.

Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития внимания детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать комплекс игр с правилами, направленный на развитие внимания детей 5-6 лет.
4. Выявить результативность проведенной работы.

Объект исследования — процесс развития внимания детей 5-6 лет.

Предмет исследования — игры с правилами как средство развития внимания детей 5-6 лет.

Гипотеза исследования — предполагается, что развитие внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в играх с правилами, которые смогут повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника.

Проведенное нами исследование состояло из трех этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.

Для определения уровня развития внимания у дошкольников были подобраны следующие методики: «Запoмни и расставь точки» для диагностики уровня объема внимания (Керн Йерасик). В данной методике ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывалась каждая из восьми карточек с точками, и после каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке. Анализируя результаты проведенной диагностики, нами были сделаны следующие выводы: среди испытуемых дошкольников было выявлено, что 32% детей обладают средним уровнем объема внимания, 48% высоким, 20% имеют низкий уровень. Тест «Переплетённые линии» для диагностики концентрации и устойчивости внимания (Андре Рей). Здесь ребенку предлагался рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Ребенку следовало проследить все линии глазами по порядку, без помощи рук, и найти конец каждой линии. По результатам анализа проведенной диагностики нами были сделаны следующие выводы: среди испытуемых дошкольников было выявлено, что 52% детей обладают средним уровнем объема внимания, 20% высоким, 28% имеют низкий уровень.

По результатам диагностики нами был сделан вывод о том, что дети, набравшие низкий и средний уровень развития внимания нуждаются в коррекционной программе по улучшению своих показателей.

На основе проведенной диагностики и выявленных особенностей детей, нами, в ходе формирующего этапа экспериментальной работы была подобрана система занятий, направленная на формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в старшем дошкольном возрасте.

В основу психолого-педагогической коррекционной работы легла программа развития и коррекции внимания (авторы – составители А.А Осипова, Л.И. Малашинская). Программа состоит из 15 специально подготовленных занятий, которые проводятся в группах по 12 — 13 человек. Занятия проводились во второй половине дня, после основной нагрузки. Дети посещали занятия 3 раза в неделю, по 20-30 минут в день.

По окончании формирующего этапа нами был проведен контрольный эксперимент по определению влияния программы на повышение уровня внимания у детей старшего дошкольного возраста. На контрольном этапе работы, мы провели повторную диагностику с использованием тех же самых методик, что и на констатирующем этапе.

Анализируя результаты эффективности психолого – педагогической работы, мы можем сделать вывод о том, что развивающую работу можно считать успешной. Отмечается увеличение числа успешно справившихся с заданиями детей. Систематическое и совместное проведение игр и упражнений, позволил повысить уровень развития внимания у детей 5-6 лет.

Таким образом, можно утверждать, что подобранная и апробированная нами программа, направленная на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста эффективна.

На основании этого можно утверждать, что проведенная нами экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу исследования.


Список литературы

  1. Венгер Л.А. Психология/Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010. – 336 с.
  2. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5—9 лет /А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. — М.: Сфера, 2002.—104 с.
  3. Рубинштейн С.Л. Внимание и его воспитание/С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2001. – 210 с.