УДК 37

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ВОСПИТАТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

№25,

Педагогические науки

Макарова Мария Леонидовна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ; ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО; РЕФЛЕКСИЯ; СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; PROFESSIONAL COMPETENCIES; E-PORTFOLIO; REFLECTION; MODERN TECHNOLOGIES.


Аннотация: В этой статье производится выявление взаимосвязи между уровнем профессиональных компе-тенций воспитателей и их электронными портфолио.

На сегодняшний день технология электронного портфолио применяется на всех этапах образования. Но данная технология массово внедряться начала сравнительно недавно, в связи с широким развитием информационных технологий и их проникновением во все сферы жизни общества. Электронное портфолио отличается от других оценочных средств и способов рефлексии тем, что содержит более обширные и объективные данные: прохождение курсов, различные социальные проекты, проведение мероприятий и прочее. Заполнение педагогом своего «портфеля достижений» позволяет наглядно увидеть рост в личностной и профессиональной сфере, как им самим, так и остальными людьми. Таким образом, педагог так или иначе сталкивается с рефлексией собственных действий, и оценка своих возможностей становится более объективной.

Под понятием «электронное портфолио» подразумевается совокуп-ность документов, которая включает в себя результаты учебной и внеучебной деятельности, различные сертификаты и дипломы, а также отзывы, рецензии и полученные оценки, организованная с использованием средств ИКТ [3][2].

Актуальность данного темы заключается в том, что современные тех-нологии стремительно развиваются, и не каждый педагог успевает за ними, что значительно усложняет процесс создания электронного портфолио. А ведь именно оно позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов [1].

Для определения уровня профессиональных компетенций воспитателей мы провели практическую работу с воспитателями двух дошкольных образовательных организаций: МБДОУ детский сад №20 «Сказка» общеразвивающего вида ЕМР (8 человек) и МАДОУ детский сад № 287 «Розовая пантера» г. Ижевска (20 человек).

На данном этапе работы мы провели диагностику профессиональных компетенций воспитателей ДОО, просмотрели их электронные портфолио, произвели их оценку по критериям, а также познакомились и проанализировали планы работ детских садов с педагогами по развитию профессиональных качеств.

Диагностику профессиональных компетенций мы проводили в 4-ех направлениях: проявление профессиональных качеств, проявление организационно-методических умений, диагностика личностных качеств и внешние проявления педагога.

Всего за диагностику можно набрать 212 баллов: за каждый показатель от 0 до 4 баллов.

По результатам данной диагностики мы получили следующие резуль-таты:
— низкий уровень – 0;
— средний уровень – 5 человек (18%);
— уровень выше среднего – 22 человека (78,5%);
— высокий уровень – 1 человек (3,5%).

Для наглядности данных представим их в виде диаграммы:

Следующим этапом был анализ электронных портфолио педагогов по следующим критериям:
1) содержательность;
2) использована удобная для автора и посетителей платформа разме-щения портфолио
3) использование портфолио в качестве инструмента самопрезентации;
4) наличие свидетельств анализа и рефлексии профессиональной дея-тельности;
5) систематичность обновления и пополнения материалов портфолио;
6) наполненность портфолио по всем обозначенным структурой пози-циям;
7) достоверность, подкрепление зафиксированного в портфолио ссыл-ками или документами;
8) технологичность;
9) качество оформления материалов портфолио;
10) разнообразие средств представления информации в портфолио.

Мы суммировали баллы за каждый показатель и смотрели к какому уровню они относятся:
— низкий уровень – 3 человека (11%);
— средний уровень – 6 человек (21%);
— уровень выше среднего – 17 человек (61%);
— высокий уровень – 2 человек (7%).

Для наглядности данных представим их в виде диаграммы:

После получения результатов диагностирования профессиональных компетенций и оценки электронного портфолио мы сравнили их для выявления связей между данными параметрами.

Можно заметить, что на обеих диаграммах преобладает уровень выше среднего и не большой объем людей имеет низкий, средний и высокий уровни по обоим параметрам.

Для того, чтобы более детально просмотреть результаты педагогов и сравнить 2 данных параметра, мы предлагаем ознакомиться со следующей диаграммой (так как эти параметры имеют разное количество максимальных баллов, данные представлены в процентах):

Исходя из данной диаграммы, мы можем следовать вывод, что уровень профессиональных компетенций воспитателей зависит от качества электронного портфолио, сделанного педагогом.


Список литературы

  1. Галимуллина Э.З., Жестков Л.Ю. Технология е-портфолио в усилении практической направленности процесса обучения бакалавров педагоги-ческого образования // Cовременные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.
  2. Зайцева В.П., Герасимова А.Г., Фадеева К.Н. Электронное портфо-лио как современное средство оценивания в процессе подготовки будущего специалиста // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2018. — №3. – С. 195 – 200.
  3. Смолянинова О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 332 с.