УДК 372.881.111.1

ВЛИЯНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

№25,

Педагогические науки

Михайлова Екатерина Анатольевна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ; ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК; ПЕДАГОГ; ОБУЧЕНИЕ; УЧЕНИКИ; PLAYING METHODS; FOREIGN LANGUAGE; PRIMARY SCHOOL AGE; ENGLISH; TEACHER; EDUCATION; STUDENTS.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы о влиянии игровых методов обучения на учебные достижения детей младшего школьного возраста по английскому языку, выявляются их положительные стороны, а также предоставляется информация о том, какие качества формируются у учащихся при использовании игровых методов на уроках английского языка.

В современном мире всё чаще появляется необходимость владения иностранными языками для того, чтобы человек был востребованным специалистом и мог чувствовать себя уверенно в любой момент. Изучение иностранных языков современная школа России ставит наравне с изучением основных предметов. Поэтому преподавание иностранного языка должно быть осуществлено на должном уровне.

На сегодняшний день имеются разнообразные технологии и методики обучения иностранному языку в школе, разработанные как российскими педагогами, так и носителями языка, так же существуют и совместные разработки, адаптированные к определённой стране. Однако какой бы ни была методика, с какой бы возрастной группой ни работал учитель иностранного языка, на какой бы стадии обучения ни находились его учащиеся – без игровых заданий не обойтись [6].

На ранней ступени обучения ребят английскому языку одна из главных задач педагога – сделать этот предмет увлекательным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень подвижны и эмоциональны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Поэтому в процессе обучения важно предусматривать психологические особенности детей данного возраста. Как правило, младшие школьники лучше концентрируются на том, что стимулирует их непосредственный интерес. А игра, как известно, – ведущий вид деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она является особым «общим языком» для всех ребят. Применение игры как одного из методов обучения английскому языку существенно упрощает учебный процесс, делает его доступнее и ближе младшим школьникам. К тому же, игровые технологии соответствуют гуманизации педагогического процесса [2].

Актуальность данной работы заключается в том, что несмотря на достаточное количество методической литературы, многочисленные научные статьи в данном направлении, значительная часть учителей иностранного языка в ежедневной педагогической практике сталкиваются с трудностями, связанными с мотивированным и «достаточным» (отвечающий требованиям государственного образовательного стандарта) овладением иностранным языком учениками.

В методике обучения значительное внимание уделяется играм дошкольников (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, А. И. Сорокина, Н. Р. Эйгес) и младших школьников (Ф. К. Блехер, А. С. Ибрагимова, Н. М. Конышева, М. Т. Салихова). Данный факт связан с тем, что педагоги рассматривают игру как необходимый метод обучения детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О. С. Газманом, В. М. Григорьевым, О. А. Дьячковой, Ф. И. Фрадкиной, Г. П. Щедровицким.

Игровые методы представляют собой одну из уникальных форм преподавания, которая даёт возможность сделать занимательной и интересной работу учащихся не только на творческо-поисковом уровне, но и сделать таковыми будничные шаги по изучению английского языка. Увлекательность условного мира игры делает положительной эмоционально окрашенной монотонную деятельность по усвоению, повторению, запоминанию или закреплению информации, а эмоциональность игрового действия пробуждает все психические процессы ребёнка.

Иной положительной стороной игровой деятельности является то, что она способствует применению знаний в новой ситуации, то есть изучаемый учениками материал проходит через самобытную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс [3].

Игра – это форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации; игра является одним из средств стимуляции учебного процесса, способствует интеллектуальному развитию. [1].

На сегодняшний день на уроках иностранного языка значительный интерес вызывает применение игр для моделирования реальной ситуации общения, преимущественно при обучении детей младшего школьного возраста. По мнению М. Ю. Курбатовой, «игра легко вписывается в урок и доставляет учащимся удовольствие. Игры для детей в младшем школьном возрасте очень важны, особенно при обучении их английской грамматике» [5]. Игры на уроках иностранного языка можно применять и при объяснении нового материала, и при его закреплении, а также при отработке навыков чтения и для развития речи учащихся [4].

Игровой метод обучения — занимательный и продуктивный метод обучения в организации учебной деятельности детей, который может использоваться на любой ступени обучения языку [7].

При использовании игровых методов на уроках английского языка у учеников формируются такие необходимые качества, как:
1) позитивное отношение к школе, к учебному предмету;
2) умение и стремление включаться в коллективную учебную работу;
3) способность слушать друг друга;
4) добровольное желание увеличивать свои возможности;
5) выявление собственных творческих способностей;
6) самовыражение, самоутверждение.

Таким образом, игровые методы на уроках английского языка в начальной школе просто необходимы. Ведь только они могут сделать трудное – простым и доступным, а скучное – веселым и увлекательным.


Список литературы

  1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
  2. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
  3. Ганина Н. С. Игровые технологии на начальном этапе обучения // Альманах школы. – 2007. – №139. – С. 67-68.
  4. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. – СПб.: Каро, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008. – С. 55-89.
  5. Курбатова М. Ю. Игровые приемы обучения английскому языку на начальном этапе // ИЯШ. – 2006. – №3. – С. 28-32.
  6. Сафонова В. В., Марченко Н. И. Билингвиальные образовательные программы как инструмент обновления языкового школьного образования // Иностранные языки. – 2010. – №2. – C. 2-11.
  7. Фаттахова Л. Т. Игровые технологии на начальном этапе обучения // Альманах школы. – 2007. – №139. – С. 73-75.