УДК 37

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, ОДНА ИЗ ФОРМ НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№25,

Педагогические науки

Зайнуллова Лилияна Альбертовна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент


Ключевые слова: ФГОС ДО; ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; РЕБЕНОК МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА; COGNITIVE DEVELOPMENT; A CHILD OF YOUNGER PRESCHOOL AGE; DIDACTIC GAME.


Аннотация: Статья посвящена актуальности использования дидактических игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста. Автор рассматривает дидактическую игру как одну из форм направленных на познавательное развитие дошкольника.

В соответствие с ФГОС ДО, игра не включена ни в одно из направление образования дошкольника. Игра, опять же в соответствие с ФГОС ДО должна присутствовать везде и во всем. Т.е. дошкольник познает мир через игру. Если обратится к истокам педагогики, то мы можем с уверенностью говорить, что игра являлась и является одним из главных форм воспитания дошкольника. Через игру дошкольник может прожить все, что связанно с воспитанием и обучением. До того момента как ребенок встает взрослым, он всегда находится в игре. Так ему понятнее дается усвоит весь социум окружающий его. Игра для дошкольника — не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Если наблюдать за свободной деятельность дошкольника в рамках дошкольного учреждения, мы можем отметить что ребенок в игре пародирует взрослого человека. В процессе игры у дошкольника развивается воображение, фантазия. Находясь в игре, ребенок находится в своем маленьком мире. Ни одно детство не проходит без игры, это своего рода потребность растущего организма. В игре так же развивается гибкость, ловкость, сообразительность. Дошкольник анализирует свои действия. В дошкольном возрасте для детей игра для них все, учеба, совместный труд, взаимопомощь и прочее. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом. То, что известно взрослому, дошкольник проживает все это в игре.

Мы в своих целях научить ребенка, применяем игры, дидактические игры всегда. Так намного легче донести до дошкольника всю информацию.

Многими исследователями, такими как, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе и др.в последнее время все больше исследуется и разрабатывается, как самостоятельное направление — игровая педагогика. Отталкиваясь от данных исследований можно с уверенностью говорить, что между игрой и обучением есть большая взаимосвязь.

Рассмотрим один из видов игры — дидактическую игру. Что такое дидактическая игра, вернее игровая деятельность в целом. В первую очередь это конечно же активность направленная на получение удовольствия от выполненной игры.

Еще с древних времен идет установка, что игра, одно из важных направлений подготовки дошкольника к взрослой жизни. И да, игра несет в себе генетическую связь абсолютно со всеми сферами жизнедеятельности дошкольника. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра — труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные…

Дидактическая игра – игра с открытыми правилами

Проанализировав литературу, мы установили, что есть более 700 дидактических игр. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.

Попробуем выделить несколько основных видов дидактических игр. Игры-путешествия. Игры-поручения. Игры-предположения. Игры-загадки. Игры-беседы (игры-диалоги). Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Цель игры-путешествия усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Так как мы работаем по книге «от Рождения до школы» мы понимаем что ФГОС ДО требовательно относится к дидактическим играм. Процитируем то что в ней говорится относительно дидактических игр. «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

Мы всегда говорим, что у дошкольника должно быть достаточное количество дидактических игр, что дает ему всестороннее развитие во всех направлениях. Мы знаем, что все новое вводим в обиход дошкольника постепенно.

Дошкольник должен понять смысл данной игры и реализовать в своих творческих процессов.

Ну и конечно же одним из правил любой дидактической игры должна быть заложена педагогическая задача, соответствующая цели реализации программы на каждом этапе. Все игры, будь это дидактическая либо познавательная должна идти параллельно плану образовательного учреждения. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Правилам отводится большая роль в дидактических задачах. Именно правила задают правильный ритм и направление поставленной задачи.

Что же все-таки так увлекает детей в дидактических играх? В первую очередь со 100% уверенностью можем говорить, что это само игровое действие. Еще раз повторимся, что игра полноценно удовлетворяет потребность дошкольника в действии. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Даже взаимоотношения между дошкольниками в группе регулируются правилами и задачами дидактических игр. Наша цель как воспитателя научить понимать и выполнять поставленные правила и задачи дидактической игры, для полноценного усвоения и понимания самой сути дидактической игры.

Делая заключение вышесказанному, можем выделить несколько аспектов данного направления.

В дидактической игре при применении ее на занятиях всегда должны быть правила.

Без обучающей цели наша дидактическая игра для нас как для педагогов теряет половину смысла.

Дидактическую задачу должны выставлять мы, педагоги, что бы игра была полноценно направлена на тот род деятельности, который мы хотим применить в процессе обучения.

Ну и конечно же ни одна дидактическая задача не должна пагубно влиять на состояние ребенка. Наша цель создать такие условия, в которых бы дошкольник чувствовал себя полноценным и не обделенным вниманием. Наша задача, дать полноценные знания того, что знает взрослый, но через дидактическую игру.


Список литературы

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой [Текст]: Книга для учителя / Н. П. Аникеева — М. Просвещение , 2007 — 153 с.
  2. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / сост. А. К. Бондаренко, — М. Просвещение, 2008 — 73с.
  3. Никитин Б.П. Развивающие игры [Текст]: Б.П. Никитин – 2-е изд. – М. Педагогика, 2006 — 200 с.
  4. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст]: / Е.И. Удальцова — Минск, 2003 — 210 с.
  5. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего дошкольника [Текст]:метод. пособие для учителей и воспитателей / М. Г. Яновская — М. Просвещение, 2005. — С. 40-50.