УДК 37

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

№25,

Педагогические науки

Бородина Юлия Алексеевна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ; НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА; ОБУЧЕНИЕ; ПСИХОЛОГО– ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ; LITERARY READING; PRIMARY SCHOOL; EDUCATION; PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS.


Аннотация: В статье рассматриваются психолого–педагогические аспекты обучения литературному чтению в начальной школе.

Изучением проблемы чтения занимались классики психолого-педагогической науки: К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Л.В. Занков, Сухомлинский, Д.Б. Эльконин. Различные аспекты проблемы чтения изучали современные исследователи: Т.Г. Галактионова, В.Г. Горецкий, Л.М.Мали, М.И. Оморокова, З.И Романовская, И.П. Сметанкина, Е.В. Хомская, Л.С. Цветкова, Г.А. Цукерман, Вопросы чтения изучались философами, методологами, социологами и библиотековедами В.А. Бородиной, С.М. Бородиным, И.А. Бутенко, Ю.А. Елисеевой, О.Л. Кабачек, Е.А. Колосовой, Т.А. Новиковой, Н.Н. Сметанниковой, И.И. Тихомировой, Р.В. Трофимовой, В.П. Чудиновой, А.И. Шалимовой.

В.А. Бородина и С.М. Бородин [1] называют чтение национальным ресурсом развития государства, которое лежит в основе образования. Чтение определяется ими как сложный системный процесс, состоящий из множества элементов. Уровень владения навыком определяется культурой чтения. В настоящее время, как отмечает исследователь О.В. Чикишева, культуру чтения уже не связывают с общей культурой личности, отмечают технологические аспекты этого понятия: умение ориентироваться в книжной продукции, выбирать нужную литературу, применять рациональные способы работы с текстами, наилучшим образом воспринимать прочитанное [2].

Для решения вопросов грамотности населения нашей планеты Организацией Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2000 году была создана Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment – PISA). Сопоставительные исследования качества образования пятнадцатилетних школьников и учащихся средне-профессиональных учреждений проводятся этой организацией каждые три года. В 2000 году в исследовании участвовало 32 страны мира, и по показателю «читательская грамотность» Россия была на 27 месте. Основной темой тестирования было умение читать и понимать прочитанное.

В 2003 году Россия была на 32 месте из 40 стран, в 2006 году – на 36 месте из 57 стран. На первом месте была в том году Южная Корея.

С учетом этих данных в 2006 году в России была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения, реализуемая до 2020 года» [3]. В этом документе было отмечено, что читательская грамотность — это основа образования человека. Неспособность понимать и использовать письменные тексты — это главное препятствие для расширения и углубления знаний человека о мире, его полноценного участия в социальной жизни.

Сложность решения задачи формирования читательской грамотности в нашей стране показывают результаты тестирования PISA: в 2009 году Россия оказалась на 43 месте среди 74 стран, в 2012 — на 42 месте среди 65 стран, в 2015 месте – на 26 месте из 70 стран (на первом месте – Сингапур).

В 2017 году была Правительством Российской Федерации была утверждена «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» в рамках государственной программы Ф «Информационное общество (2011 – 2020 годы) [4], что было вызвано необходимостью модернизации гуманитарного образования в России. Феномен чтения в программе рассматривается комплексно, на фоне социокультурных процессов и проблем, с которыми сталкивается Россия.

В исследовании PISA 2018 года по показателю «читательская грамотность» Россия оказалась на 31 месте среди 77 стран (на первом месте – Китай). В исследовании 2018 года основное внимание было уделено оценке функциональной грамотности в области чтения. А.А. Леонтьев определяет функциональную грамотность как способность человека использовать «все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой жизни» [5; с.35]. По этим данным видно, как усложнились задачи, стоящие перед обучением чтению: в 2000 году – это просто умение читать и понимать тексты; в 2018 – умение применять знания, полученные путем чтения для решения жизненных задач.

В «Концепции…» обозначено, что чтение имеет первостепенное значение для формирования общекультурного потенциала страны, для повышения уровня образованности и профессиональной компетентности всех членов общества. В «Концепции…» говорится о том, что во всем мире наблюдается снижение интереса к чтению, несмотря на его важность и незаменимость. Отмечается, что влияние современной информационной среды на ситуацию с чтением не однозначно. Во всем мире изменились практики чтения – от чтения на бумаге к чтению на экране. Но ученые еще не могут сформировать единого мнения о том, чем грозит подрастающему поколению приобщение к электронной культуре. Нарастают проблемы, связанные с концентрацией внимания, клиповостью восприятия и мышления, ослаблением когнитивных способностей детей. Одной из главных проблем становится подмена углубленного аналитического чтения поверхностным просмотром текстов в электронной среде, что не позволяет осмыслить и запомнить тексты, получить прочные, реальные знания.

Т.Д. Полозова сближает круг понятий, определяющих «культуру чтения», «искусство чтения», «творческое чтение» как личностно значимую, творческую деятельность каждого читателя, которая предопределяет целостное эстетическое восприятие прочитанного и через него открывает воспитательный потенциал литературного образа и слова: развития умения читать и мыслить, читать и чувствовать, прочитанные знания переносить в свои межличностные отношения, в свой «образ Я» [6].

В.А. Лазарева, автор УМК «Литературное чтение по система Л.В. Занкова отмечает, что в основе преподавания чтения в начальной школе должна быть система нравственного и эстетического воспитания на уроках и внеклассной работе [7]. Исследователь подчеркивает, что литературное чтение в начальных классах – это прежде всего вид искусства. Поэтому преподавание литературы должно вестись средствами искусства.

Для полноценного освоения литературных произведений, обладающих большим нравственным потенциалом, нужно, чтобы дети думали о прочитанном, сопереживали героям, оценивали их поступки, осмысливали проблемы героев и соотносили их со своей жизнью, старались поступать в соответствии с нравственными нормами, которые были преподнесены в литературном произведении через поступки героев.

Отличие литературных текстов от всех других видов текстов в том, что вся интеллектуальная работа по осознанию поступков героев проходит на эмоциональном фоне, который создается средствами выразительного слова. Именно эмоциональные переживания становятся тем средством, которые передают мысль автора. Таким образом, на уроке литературного чтения дети не просто читают тексты. Учителю нужно организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, которую автор заложил в текст, используя художественные средства.

По определению В.А. Лазаревой, главными читательскими навыками являются: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения, умение сопереживать героям и автору, понять главную мысль произведения и умение передать сою позицию по отношению к героям в устной или письменной речи [7].

Авторы курса литературного чтения для начальной школы по программе «Школа 2100» Е.В. Бунеева и О.В. Чиндилова в разработанной ими технологии продуктивного чтения с позиций системно-деятельностного подхода отмечают, что перед системой начального образования стоит задача «выращивания грамотного читателя» [8; c.3]. Большое внимание в их методических рекомендациях уделяется процессам восприятия и понимания произведений искусства.

Восприятие произведений искусства — это не пассивное созерцание, а внутреннее активное со-действие, со-переживание, перенесение на себя событий, описанных в литературном произведении. Вместе с тем, в работе с младшими школьниками нужно учитывать главную особенность их восприятия – наивный реализм, который проявляется в слиянии искусства с реальностью. Понимание текста развивается только в условиях специально организованной деятельности чтения. Понимание текста складывается из понимания фактов, изложенных в произведении, понимания авторской концепции и понимания подтекстов и контекстов, которые заключены внутри произведения [8].

Н.А. Стефаненко, автор методических рекомендаций к предмету «Литературное чтение» в общеобразовательной программе «Школа России», отмечает, что в рамках реализации ФГОС НОО главной задачей становится формирование универсального учебного действия «смысловое чтение». Овладение чтением – это речемыслительный процесс, включающий узнавание слов, понимание прямого и переносного значения слов, эстетическое восприятие текста и контекста литературного произведения [9].


Список литературы

  1. Бородина, В.А. Читательское развитие: системный подход [Текст]/ В.А.Бородина //Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. статей. – М.: 2007. – С.41-51.
  2. Чикишева, О.В. Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников. Теоретический аспект исследования [Текст]/О.В. Чикишева //Вестник Череповецкого государственного университета. Педагогические науки, 2015. — №1. – С.116-120.
  3. Национальная программа поддержки и развития чтения в России. [Электронный ресурс] – URL: https://bookunion.ru/news/natsionalnaya_programma_podderzhki_i_razvitiya_chteniya/
  4. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации [Электронный ресурс] /- URL: http://static.government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf
  5. Леонтьев, А.А. Образовательная система «Школа 2100». педагогика здравого смысла [Текст]/под ред. А.А. Леонтьева. – М.:Баласс, 2003. – 345с.
  6. Полозова, Т.Д. Помочь красоте править бал /Т.Д. Полозова //Начальная школа. – 2012. — №8. – С.81-84.
  7. Лазарева, В.А. Литературное чтение в современной школе: уч. [Текст] /В.А. Лазарева. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 68с.
  8. Бунеева, Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) [Текст]/Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова //Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 356 с.
  9. Стефаненко, Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс /Н.А. Стефаненко. – М.: Просвещение, 2017. – 110 с.