УДК 37

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№25,

Педагогические науки

Гасимова Зилия Камилевна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., ассистент кафедры ТиМДиНО.


Ключевые слова: СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС; МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ПРЕДМЕТНО — ИГРОВАЯ СРЕДА; VOCABULARY; EARLY PRESCHOOL AGE; SUBJECT-GAME ENVIRONMENT.


Аннотация: Статья посвящена развитию словаря детей младшего дошкольного возраста. Сделан вывод о том, использование речевых игр способствовало успешному формированию звуковоспроизведения у детей младшего дошкольного возраста.

Мы провели экспериментальную работу, базой исследования, которая являлось МБДОУ № 39 «Веселый улей» города Набережные Челны. Для выявления уровня сформированности словарного запаса младших дошкольников нами было проведено исследование дошкольников 2-й младшей группы.

Для определения уровня словарного запаса было диагностировано 20 детей. Из них 10 детей составили контрольную группу, а 10 детей — экспериментальную.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
Первый этап исследования, констатирующий, включал диагностику уровня словарного запаса младших дошкольников.
Второй этап исследования – формирующий — был ориентирован на развитие словарного запаса младших дошкольников в процессе знакомства с предметным миром.
Третий этап исследования — контрольный этап — включал систематизацию и обобщение результатов исследования.

Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня сформированности словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
1. Выбрать банк методик для изучения формирования словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень сформированности словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.
3. Подвести итоги констатирующего эксперимента.

Из ряда изученных методик (Алексеева М. М., Яшина В. И., Волкова Г. А., Фомичева М. Ф.), нацеленных на выявление уровня сформированности словарного запаса дошкольников, была выбрана методика Алексеевой М. М., Яшиной В. И. и Волковой Г. А., поскольку они наиболее удобны для использования детьми данной возрастной группы.

Качественный анализ результатов обследования выявил, что в экспериментальной группе показатели ниже, чем в контрольной группе. Дети в этой группе не всегда могут назвать предмет на основе его описания. Дети нерешительно выполняют задание, думают, прежде чем ответить. Особенно много ошибок было допущено при названии действий людей разных профессий. Значит, у детей младшего дошкольного возраста наблюдается недостаточное формирование словаря.

Полученные данные могут быть отражены в виде диаграмм на рис. 1.


Рис.1. Уровень сформированности словаря у детей II младшей группы на этапе констатирующего эксперимента

Существующие недостатки в развитии словарного запаса у детей экспериментальной группы обусловили необходимость построения формирующей работы в этих направлениях. Кроме того, при планировании необходимо было учитывать недостатки, выявленные при анализе предметно-игровой среды: редкую изменчивость речевых игр в углу, низкий интерес детей к речевым играм. Составляя план формирующей работы, также необходимо было опираться на знание психолого-педагогических особенностей детей экспериментальной группы.

Целью формирующего эксперимента является повышение уровня сформированности словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста в процессе приобщения к предметному миру.

Исходя из поставленной цели, были определены задачи создания словаря:
1. Выбрать игровые инструменты для формирования словаря для детей младшего дошкольного возраста.
2. Создать проект формирующей работы.

Формирующая работа проводилась поэтапно:
I этап-подготовительный.
II этап — формирование словаря (уточнение, активизация и расширение словаря).
III этап-самостоятельное использование словаря детьми экспериментальной группы.

Содержание формирующей работы:

Этап I. цель этого этапа — подготовить ребят к работе над словарем.

В данном этапе была проведена работа по подбору речевого материала для занятий с детьми играми, игровыми заданиями и упражнениями, конспектами занятиев; ознакомлению детей с этими играми (дидактическими, подвижными, речевыми).

Выбор материала для дидактических игр определялся задачами лексической работы. Для активации бытового словаря отбирались изображающие предметы быта; игрушки или картинки, для активации естественно — исторического словаря отбирались природные материалы (овощи, листья, животные, фрукты). Метод дошкольного воспитания скопил богатый арсенал дидактических игр с детьми: (лото “Дикие и домашние животные”, “Магазин”, “Кто первым узнает?”, “Чудесная сумка”, “Кто найдет, пусть заберет”, “Парные картинки”, домино “Транспорт”, “Что из чего сделано?”, и т.д.). Эти игры широко использовались в нашей практической работе.

Цель контрольного эксперимента: рассмотреть динамику формирования словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:
1. Определить уровень развития словаря по методике констатирующего эксперимента.
2. Сопоставить итоги констатирующего и контрольного эксперимента.

Диагностика состояния словаря проводилась с использованием метода констатирующего эксперимента.

Контрольную диагностику проводили с детьми как экспериментальной, так и контрольной групп.


Рис.2. Уровень сформированности словаря у детей II младшей группы на этапе контрольного эксперимента

Таким образом, итоги контрольной группы остались неизменными.

Сравнительный анализ результатов анкетирования, т. е. состояния развития словарного запаса экспериментальной группы в констатирующем и контрольном экспериментах, показал, что после целеустремленной и систематической работы в группе увеличилось количество детей с высоким и средним уровнями словарного статуса. Их стало 4 человека, что составляет 40% от общего числа детей в группе, причем в среднем 4 ребенка – это тоже 40% от общего числа детей в группе. Соня К. и Даша И. перешли на высокий уровень. Благодаря индивидуальной работе педагога, их речь значительно обогатилась существительными — наименованиями предметов; глаголами и прилагательными. Девочки стали более уверенными в своих занятиях и используют в своей речи обобщающие слова. У Насти Е. и Милы К. произошли положительные изменения в подборе антонимов. Количество детей с низким уровнем образования значительно уменьшилось — с 50% до 20%. Дети стали более активными, называют по описанию некоторые предметы, также называют действия людей определенных профессий: (швея — шьет, врач — лечит, водитель — водит машину, парикмахер — стрижет волосы).

Кроме того, мы заметили, что у некоторых ребят имеются завышенная речевая активность, как в детском саду, так и дома – так нам говорили наши родители. Дети заинтересовались речевыми играми и обратились к родителям и педагогам группы. Итак, сравнивая показатели исследования детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах, можно сделать вывод, что использование речевых игр способствовало успешному формированию звуковоспроизведения у детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что наша цель достигнута.


Список литературы

  1. Дыбина — Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной реальности: учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного образования. Самара: Изд-во Сангпо, 2017.
  2. Дубина О. В. Объективный мир как средство развития творческих способностей у детей. Монография. М.: Педагогическое общество России, 2018.
  3. Коммуникация и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. Под редакцией М. И. Лисиной. Москва, 2015.
  4. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие дошкольника. Москва: 2017 Просвещение. 112 С.